Введение
Потребность в общении, в непосредственных контактах с др. людьми – одна из главных социальных потребностей человека. Особенно ярко она проявляется в подростковые годы.
Проблема общения трудных подростков с девиантным поведением, в наши дни приобрела исключительную актуальность. Проблема волнует педагогов и родителей, психологов и юристов, социологов и журналистов; интенсивно исследуется сейчас представителями многих наук от физиологии до философии и от семиотики до кибернетики. Общение как педагогическая проблема было поставлено в работах целой группы исследователей: Л.И. Новиковой, А.Т. Куракина, А.В. Мудрика, Э.Ш. Натанзона, А.С. Белкина и многих др.
Одним из фундаментальных вопросов психологии отношений является адекватность отношений к миру, объектам, др. людям, обществу, самому себе. Неадекватное, искаженное отношение вызывает затруднения в жизнедеятельности человека, общении, общества. Объективная необходимость в сотрудничестве и субъективная потребность в общении ведут к образованию особых объединений, которые называются группами. Среди них есть официальные группы - специально созданные обществом для осуществления тех или иных функций (напр., класс в школе). Значимость, ценность групп для себя личность переживает и осознает по-разному. Своей подросток может считать не только школьный коллектив, где он проводит свое основное время и с которой он связан функционально, но совсем др. группу, ценности и интересы которой ему кажется более привлекательными. Это может создавать почву для раздвоенности личности подростка. Особенно часто это бывает в тех случаях, когда его не удовлетворяет положение в основной группе.
Часто встречающиеся факты безразличного или негативного отношения подростка к воспитательным воздействиям объясняются ориентацией этого ученика на позиции скрытой, неизвестной воспитателям, родителям группы. Это влияние нескольких групп с различной ориентацией на личность подростка (напр., школа, семья с одной стороны и дворовая компания с др.), то это приводит к разладу, тяжелым психологическим переживаниям, срывам, конфликтам и, наконец, к преступлениям.
Деловые и личные отношения, возникающие в процессе повседневного общения, получили название межличностных отношений.
С психологической точки зрения межличностные отношениярассматривают как взаимонаправленную психофизическую реакцию между индивидуумами в процессе их интеллектуального и эмоционального обмена.
Процесс возникновения межличностных отношений начинается, прежде всего, с установления контактов, которые могут носить как деловой, так и личный характер. Деловые отношения переплетаются с личными и оказывают друг на друга серьезное влияние. И именно неудовлетворенность подростков деловыми отношениями сказывается на развитии его личных связей с окружающими, на его положение в обществе, на формирование мировоззрения и характера. Несоответствие значимости сфер общения возрастным особенностям подростка – один из самых серьезных факторов, определяющих возникновение социально опасного общения, и ведущих к отклонениям в поведении детей.
Исследование последствий социальной депривации у детей раннего возраста.
Нами было обследовано две группы детей раннего возраста, в которые входили девочки и мальчики. 1 группа – дети, поступившие в дом ребенка из социально не благополучных семей, 2 группа – дети–«отказники», воспитывающиеся в доме ребенка с рождения.
Исследования проводились методом наблюдения. Во время исследования оценивались эмоциональн ...
Приложения
Приложение 1
Интерпретация шкал УСК.
1. Шкала общей интернальности УСК. Высокий показатель по шкале общей интернальности (34-44)
соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди с таким показателем считают, что большинство событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они м ...
Интеллект
Интеллект (от лат. intellektus- постижение, понимание)- система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.
Интеллект - относительно устойчивая структура всех познавательных сил человека. Интеллект охватывает все структу ...