Psfine

Позитивная психология

Материалы » Особенности межличностых отношений подростков с девиантным поведением » Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением

Теоретические основы исследования проблемы межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Возрастные психологические особенности подростков с девиантным поведением
Страница 2

Трудности воспитания могут возникнуть даже от таких на первый взгляд безобидных особенностей ребенка как его темперамент. В чистом виде темпераменты практически не встречаются, но они накладывают довольно заметный отпечаток на личность ребенка, на его поведение и отношение к окружающим. И нет ничего опаснее, как путать особенности темперамента с нравственными качествами личности.

Для многих подростков с девиантным поведением характерны иные взгляды и отношение к труду членов общества вообще, родителей в частности, чем у подростков, живущих в благополучных семьях. Нередко они затрудняются при беседе назвать размер заработной платы, место работы и должность родителей. Здесь может сказаться как незнание ими положения вещей, так и неловкость за родителей, нерадиво относящихся к своим гражданским обязанностям, или за тех, кто своим поведением заслужил осуждение окружающих, не пользуется авторитетом, допускает аморальные поступки и т.д. Это общая отличительная черта подростков с девиантным поведением, определяющая в сочетании с др. факторами, слабые или искаженные представления об условиях материальной жизни общества, о труде как источника благосостояния и счастья человека.

Таким образом, подростковый возраст характерен заметным падением уровня общения школьников в семье, как с точки зрения экстенсивности, так и интенсивности. Это очень активно проявляется в семьях подростков с девиантным поведением, что обусловлено их возрастными особенностями: стремлением к самостоятельности, потерей авторитета некоторыми группами родителей в связи с возросшей критичностью ребенка; активными поисками новых связей в других сферах общения.

Для подростков общение с педагогами связано в первую очередь с удовлетворением познавательных процессов. У подростков с девиантным поведением общение же с педагогами крайне незначительно связано с удовлетворением познавательных интересов школьников, но характерно высоким уровнем эмоциональной насыщенности отношений, носящий негативный характер. Это нотации старших, поучения, выражение гнева, неудовольствия, либо ответные реакции школьника: грубость, ирония, ненависть.

Многим подросткам с отклоняющимся поведением известно отрицательное отношение к себе со стороны большинства членов классного коллектива, которое они обнаруживают в процессе общения. Однако потребность в самоутверждении очень велика, и она толкает часть из них на негативные способы обеспечения себе достойного места в коллективе, что естественно, порождает конфликты, разбором которых приходится заниматься педагогам. Таким образом, при общении подростков в сфере формальных групп вскрываются следующие особенности: во-первых, подростки с девиантным поведением оказываются в неудовлетворенном положении, так как они начинают осознавать свое неблагополучие в системе коллективных отношений; во-вторых, дефицит социально ценного общения у таких подростков, возникающий в семье, не только не компенсируется в формальной группе, но и усугубляется, как слабостью личных отношений с товарищами, так и связями с педагогами. Общение с учителями подростков с девиантным поведением, уже односторонне по содержанию, бедное по положительной эмоциональной окраске, сопровождается преимущественно негативными реакциями. Проступки подростков, такие как грубость, нечестность, драки и т.д. есть, преимущественно, реакция на трудности в самоутверждении и попытка негативными средствами завоевать себе достойное место в коллективе.

Немаловажное значение имеет и чувство физического превосходства. Угодничество перед сильными, наглость по отношению к слабым осложняют недостатки их характера, воспитывает новые отрицательные черты.

Самым пагубным образом на нравственный облик личности в целом сказывается бедность духовной жизни родителей, узость их морального и политического кругозора, что тормозит формирование познавательных и эмоциональных потребностей, взглядов, суждений подростка, так как родители уделяют недостаточное внимание просвещению своих детей в вопросах искусства, науки, проблемам детских взаимоотношений, товарищества и т.д. Все это создает у подростка определенный дефицит нравственных эстетических оценок окружающей действительности, делает его восприимчивым к асоциальным взглядам, антиэстетическим вкусам, воспитывает обывательские представления и формирует привычки, поведение, нежелательное для общества.

Отклонения в нравственном развитии у некоторой части подростков возникают не сразу, они проходят несколько важных этапов, которые совпадают с их возрастными особенностями.

Условно выделенные этапы отклонений:

I. Предпосылки отклонений, когда ребенок не получил навыков жизни в коллективе (дошкольный этап);

Страницы: 1 2 3


Трудности профессионального и психологического развития и их динамика (сравнительный анализ)
Трудность, в нашем понимании – это наличие некоего препятствия, задерживающего или усложняющего процесс достижения поставленных целей, реализацию собственных планов и процесса развития в целом. В каждом препятствии выделяют два аспекта: его объективная часть, заданная независимыми от субъекта непсихологическими причинами и субъективная, ...

Причины возникновения и развития защитных механизмов
Откуда же берутся разные типы защиты? Ответ парадоксален и прост: из детства. Ребенок приходит в мир без психологических защитных механизмов, все они приобретаются им в том нежном возрасте, когда он плохо осознает, что делает, просто пытается выжить, сохранив свою душу. Одним из гениальных открытий психодинамической теории было открыти ...

Анализ экспериментальных данных по исследованию взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста
На основании результатов изучения самооценки, общая выборка была разделена на 3 группы: «Группа - 1», состоящая из 12 детей с низким уровнем самооценки; «Группа - 2» из 22 детей с нормальной самооценкой; «Группа – 3» из 19 детей с высоким уровнем самооценки. После этого усредненные показатели групп, по выше перечисленным методикам, были ...