Система обучения глухонемых. Особенности духовного
воспитания глухих в дореволюционную эпохуСтраница 1
В условиях системы общественного призрения, существовавшей в России с X в. (в 996 г.В. Мономах издает указ о призрении убогих и неимущих), специального и систематического обучения, в том числе и духовного воспитания, глухонемых детей не проводилось. Призрением глухих детей занимались монастыри, приюты и богадельни, которые не могли дать им полноценного и осознанного понимания религиозно-нравственных принципов.
Учитывая конкретность мышления глухого ребенка, мы можем предположить о поверхностном понимании неслышащими детьми в X – XVIII в.в. основ православной веры.
Начало систематическому обучению и воспитанию глухонемых детей в России, было положено с учреждением Московского воспитательного дома, который открывается в 1763 г., на основе проекта И.И.Бецкого. Глухонемые дети находились там среди слышащих, хотя обучались и воспитывались в специальных группах.
В 1770 г открывается и Санкт-Петербургский воспитательный дом.
Основой воспитания в Московском и Петербургском воспитательный домах являлось и физическое и нравственное развитие детей, в том числе глухонемых, однако, на первый план выдвигалась трудовая подготовка и ремесленное обучение.
Практический опыт Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов, подготовил основу для создания специализированных училищ для глухонемых детей.
Первые училища открываются в западных губерниях России: в Пярну (1790г), в Риге (1802 г), в Вильнюсе (1805 г) и, наконец, 15 декабря 1806г. в Павловске на средства супруги императора Павла I – императрицы Марии Федоровны, открывается первое Опытное училище глухонемых в России.
Изучение истории Санкт-Петербургского училища глухонемых показывает, что первым его учителем был католический священник Сигмунд, прибывший из Вильно, а ранее служивший наставником института глухонемых в Вене. Обучение воспитанников осуществлялось с помощью дактильной, жестовой, письменной и устной речи. Однако, императрице не нравилось светскость преподавания Сигмунда. Мария Федоровна считала, что во время обучения детям недостаточно внушаются религиозные понятия и правила. Императрица посылает письмо Р.А.Сикару с просьбой возглавить училище. В 1810 г Сикар присылает вместо себя своего ученика И.А.Жоффре (к моменту приезда которого училище переезжает в Санкт-Петербург, в главный корпус двухэтажного дома, находящегося на Выборгской стороне, на берегу Невы).
Так, Жоффре становится директором училища, обучение в котором проходит по методике аббатов Эпе и Сикара. По первому уставу училища, утвержденному императрицей Марией Федоровной в 1802 г, устанавливается шестилетний срок обучения. В училище существуют четыре класса. Четвертый класс (для самых младших воспитанников) делится на три отделения. С третьего отделения вводится первый экзамен (самым младшим детям к этому моменту было всего 7 лет).
В своем очерке о Санкт-Петербургском училище глухонемых, Н.М.Лаговский указывает на то, что ученики четвертого класса на последнем экзамене заинтересовали своими ответами всех присутствующих. Он пишет, что глухие давали точные определения об инстинктах животных, о разуме, о свободе и вообще, о разных отвлеченных понятиях. «Развитие учеников этого класса, - отмечает Лаговский, - дало возможность ввести их в обладание самыми высокими истинами; им был преподано о создании духов, о возмущении их, о свержении их с неба в преисподню, о сотворении мира и человека, который состоит из тела и души…» .
С третьего класса дети знакомятся с теорией вопроса и притяжательных местоимений, со спряжением в трех временах и пр. Говоря о знаниях учеников первого класса, Лаговский отмечает, что они толково отвечают на вопросы из области религии и искусств, и что «знанием вещей, сделанных человеком, они были подготовлены к разумению того, что было сделано Создателем».
Во втором классе глухие воспитанники, по словам Лаговского, были «доведены до познания о Боге, о творении мира, о двух естествах человека – тале и душе».
Говоря далее о воздействии духовного воспитания на глухонемых учащихся, Лаговский отмечает, что дети оплакивали падение прародителей, негодовали на злого духа, который научил их непослушанию, и «стали надеяться на лучшую участь на небе за бесконечные заслуги Спасителя».
Таким образом, привитие глухонемым учащимся основ религиозно-нравственных понятий и представлений, глубоко воздействуют на их эмоциональную сферу.
Судя по объявлению 1819г, предметы, составляющие курс обучения при Жоффре, включают в себя:
1. Закон Веры;
2. Правильное познание российского и французского языков;
3. Основы геометрии;
4. История;
5. Рисование;
В 1820г Жоффре приглашает священника Измайлова в качестве настоятеля устроенной в том же году церкви при училище. Церковь была названа именем Святого Апостола Павла. В обязанности священника входило, также, и преподавание учащимся под руководством директора Закона Божьего.
Теории
памяти
Одной из первых психологических теорий памяти была ассоциативная теория (Г. Эббингауз и др.). В основе этой теории лежит понятие ассоциации, то есть связи между отдельными психическими образованиями (по смежности, сходству, контрасту). Например, увидев птицу - можно вспомнить самолет, по лицу можно вспомнить всего человека и т.д. В рамк ...
Проведение психодиагностической работы
Далее была проведена индивидуальная психодиагностическая работа с учащимися 2 «А» класса. Всего в исследовании приняли участие 23 ученика, в возрасте 8 лет.
Экспериментальное исследование включало в себя методики А.Р. Лурия «Заучивание 10 слов» [11] и «Память на числа»[12] для исследования долговременной и кратковременной памяти школьн ...
Индивидуально-психологические особенности одинокой личности
Необходимо установить, какие же качества и черты характера определяют склонность индивида к переживанию одиночества, а так же индивидуальные особенности, подкрепляющие и усугубляющие переживание одиночества.
Вначале разделим одиночество на вынужденное и желаемое. Зачастую вынужденное, сугубо отрицательное переживание одиночества может ...