Основные методы духовного развития дошкольников в процессе ознакомления их
с историей родного краяСтраница 2
Еще сложнее обстоит дело с перечнем регулятивных принципов использования средств духовного развития дошкольников. В ясном виде этот вопрос в теории духовного развития еще не поставлен, однако косвенно он рассматривался во многих работах. На основе своих рассуждений мы можем выделить следующие регулятивные принципы: Назначение запально защитныго устройства ззу на котлах.
- средство духовного развития может использоваться педагогом лично;
- педагог может использовать средство для организации и управления жизнедеятельностью групп воспитанников;
- средства духовного развития могут использоваться самими школьниками в структуре воздействия друг на друга.
Эти виды регулятивных принципов использования средств духовного развития из-за стохастического характера не исключают друг друга, т.е. в конкретном методе могут выступать в некоторых сочетаниях.
Задачу классификации методов духовного развития дошкольников мы формулируем следующим образом: имеется конечный перечень методов и список их признаков; каждый метод должен быть оценен относительно каждого признака. Необходимо найти группы методов, внутри которых методы «похожи» друг на друга в большей степени, чем на те методы, относящиеся к другим группам. Для решения этой задачи необходимо составить перечень методов духовного развития дошкольников и осуществить классификацию как выявление общего. Важно из данного перечня убрать формулировки, фактически обозначающие группы методов (организационные, словесные и др.), т.к. выделение таких групп и является целью анализа. С учетом этого требования не вызывает сомнение определение таких методов духовного развития дошкольников как упражнение педагогическое требование, поощрение и осуждение, мнение группы, создание ситуации выбора поведения, соревнование, поручение. Многие авторы рекомендуют включить в этот список и метод самоуправления, однако мы подчеркиваем, что организация самоуправления в этом возрасте должна полностью возлагаться на педагога. Важным методом духовного развития дошкольников является разъяснение мировоззренческих, нравственных, эстетических идей высказанных в разные времена мыслителями «малой родины» Республики Татарстан. Однако «маленькую» Родину ребенка нельзя ограничивать только сквером или парком, которые находятся рядом с его домом или детским садом. Это даже не улица, на которой живет ребенок. «Малая Родина» ребенка - это и природа, которая его окружает каждый день, и памятные места города, его музеи и выставки, это и известные люди, живущие в городе, их трудовые будни, исторические сведения краеведческого содержания и многое другое.
Но главнейшим средством духовного развития дошкольников, безусловно, является пример.
Таким образом, в перечень включены 10 методов духовного развития дошкольников. Многим покажется что перечисленные методы носят сугубо воспитательных характер, но так сущности оно и есть. Ведь мы не ставим перед собой формирование у дошкольников прочных и обширных знаний по истории родного края, что представляется невозможным. Ознакомление с историей родного края выступает как бы фоном, на котором разворачивается процесс духовного развития дошкольников. Разумеется, с некоторой точки зрения этот перечень может оказаться неполным или избыточным, однако недостаточная разработанность данного вопроса в психологической науке не позволяет конкретизировать их точнее. Обобщив эти методы по сходным признакам, мы выделили три их группы. Это: методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации (метод разъяснения); методы интернализации духовных идей на уровне поведения (педагогическое требование, осуждение и поощрение); группа методов интернализации духовных идей на уровне мотивов, т.е. относящихся к высшему уровню реализации процесса духовного развития (пример, упражнения, ситуация свободы выбора, поручение, соревнование, самоуправление) (См. таб.1). Разумеется, в данной классификации имеется ряд моментов, слабых с теоретической точки зрения. Однако дальнейшее развитие теоретической основы методов духовного развития дошкольников может осуществляться только на основе усовершенствования ее эмпирической основы.
Таблица 1
Классификация методов духовного развития дошкольников в ходе изучения истории родного края
|
Название группы методов |
Методы духовного развития |
|
Методы сообщения и выявления сущности духовных идей, условий их реализации |
- метод разъяснения |
|
Методы интернализации духовных идей на уровне поведения |
- педагогическое требование, -осуждение и поощрение |
|
Методы интернализации духовных идей на уровне мотивов |
-пример, -упражнения, -ситуация свободы выбора, -поручение, -соревнование, -самоуправление |
Принципы и условия формирования команды
Важные условия для формирования команды на стартовом этапе:
¨ Все члены группы четко представляют себе цели совместной работы.
¨ Умения каждого человека известны остальным, функции распределены.
¨ Организационное строение группы соответствует выполняемой задаче.
¨ В группе задумываются над методами работы и пытаются ...
Методы и методики исследования
МЕТОДЫ: анализ литературы, психометрическое тестирование, методы математического анализа.
МЕТОДИКИ:
1. «Определение стиля руководства» [28, с.168]; цель: определение стиля руководства.
2. Многофакторный опросник Кеттела [1, с.368]; цель: выявление особенностей характера.
3. Направленность личности Б.Басса [29]; цель: выявление обще ...
Коррекционная работа по развитию внимания
дошкольников с задержкой психического развития. Общие принципы, задачи,
направления коррекционно педагогической работы
Переход на обучение с шестилетнего возраста настоятельно требует создания психологической службы, в задачи которой должна входить диагностика готовности к обучению в школе, в том числе своевременное выявление детей с задержкой психического развития (ЗПР), нуждающихся в специальных формах коррекционно-педагогической работы.
В качестве о ...
