Методы исследования
1. Методика диагностики уровня личностной и ситуативной тревожности Ч.Д. Спилбергера, в адаптации Ю.Л. Ханина.
Для психологического диагностирования уровня личностной тревожности подростков в работе была использована методика диагностики уровня личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина, предназначена для изучения тревожности как актуального состояния человека и как личностной черты. Широко используется как в медико-психологической практике, так и в других областях психологии
Опросник Спилбелгера-Ханина позволяет оценить личную тревожность человека (как его устойчивую характеристику) и реактивную (или ситуативную) тревожность (т. е. состояние в данный момент времени, возможно, под влиянием какого-либо стрессирующего фактора). Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельной личности. У каждого человека существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - это так называемая полезная тревожность.
Стимульный материал представлен 20 вопросами на ситуативную тревожность и 20 вопросами на личностную тревожность, которые сформулированы от первого лица, употребляется местоимение «Я». Эта форма, по всей вероятности, используется для лучшего понимания вопроса, «проникновение» в него и таким образом понимания своего состояния и своих переживаний как на данный момент, так и в целом по жизни. В методике предусмотрены 4 варианта ответа на утверждения: «Вовсе нет», «Пожалуй, так», «Верно», «Совершенно верно» при ответах на измерение ситуативной тревожности и такие варианты ответов, как: «Почти никогда», «Иногда», «Часто», «Почти всегда» при ответах на измерение личностной тревожности. Интерпретация осуществляется путём сравнения показателей, полученные по совокупности ответов отдельно на утверждения по ситуативной тревожности и отдельно – по личностной тревожности и нормативными показателями.
Методика может быть использована для изучения уровня тревожности у подростков на момент исследования и уровня тревожности в обычной повседневной жизни, т.е. каждый день .
2. Методика МиФ (Маскулинность и Фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова
Для психологического диагносцирования половой идентичности и предсказания таких аспектов маскулинности/фемининности, как инструментальность и экспрессивность, особенности самоотношения и самоуважения использовалась методика МиФ (Маскулинность и фемининность) в адаптации Н.В. Дворянчикова.
Методика позволяет установить индивидуальную степень выраженности фемининности, маскулиности, андрогиности, определить субъективное отношение личности к своему уровню развития этих черт.
В качестве стимульного материала выступает недостаточно структурированный вербальный материал, включающий 22 прилагательных (7 из них отражают маскулинные качества, 7 – фемининные, 7 – нейтральные), каждым из которых необходимо закончить предложение и оценить получившееся высказывание по степени выраженности (по шкале «всегда», «обычно», «иногда», «никогда»).
Испытуемому предлагается завершить незаконченные предложение («На самом деле я…», «Хотелось бы, чтобы я был…», «Мужчина должен быть…», «Женщина должна быть…», «Мужчины считают, что я…», «Женщины считаю, что я…») словом из перечня маскулинности/фемининности и отметить вариант ответа который, по его мнению, подходит в наибольшей степени. При обработке результатов производится подсчёт профиля маскулинности/фемининности по каждой из категорий.
3. Методика «Индикатор Копинг-стратегий»(Д. Амирхан)
Методика предназначена для диагностики доминирующих копинг-стратегий личности.
В качестве стимульного материала выступает опросник с 33 утверждениями, на которые испытуемый, в соответствии с инструкцией должен выбрать вариант ответа: «Уверен, это точно подходит для меня», «Подходит», «Скорее подходит, чем не подходит», «Сомневаюсь ответить «да» или «нет»», «Абсолютно не подходит для меня».
Инструкция звучит следующим образом: на бланке вопросов представлено несколько возможных путей преодоления проблем, неприятностей. Ознакомившись с утверждениями, Вы сможете определить, какие из предложенных вариантов обычно Вами используются. Попытайтесь вспомнить об одной из серьёзных проблем, с которой Вы столкнулись за последний год и которая заставила вас изрядно беспокоиться. Теперь, читая ниже утверждения, выберите один вариант ответа для каждого утверждения.
Развитие речи
Этапы развития форм речи показаны на рис. 4.
Рис 4. Развитие форм речи[22] ...
Техника наложения якоря на некоторые проблемные ситуации
Триггер – пусковой механизм, который запускает, например, ситуацию тревоги (преподаватель). Вспоминаем и накладываем якорь. Якорь необходимо постоянно обновлять.
Сфера использования: от работы с негативными состояниями до самолечения. ...
Дайте характеристику направленности личности
Личность чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. Итак, Личность- это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественной по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека ...