Psfine

Позитивная психология

Рисуночные методики как метод психотерапии
Страница 1

Теоретическая база рисуночных методик первоначально была весьма слабой и в течение нескольких десятилетий формировалась как эмпирическая область деятельности. Психодинамическое направление в целом обогатило теоретический арсенал данного подхода ряда фундаментальных понятий и позволило разработать важные теоретические представления, касающиеся природы художественного творчества и эстетического опыта, а так же восприятие продуктов творческой деятельности самим автором и другими людьми. Принципиально важно и то, что психоаналитическая модель психотерапевтических отношений была взята за основу при разработке разных видов работы с рисуночными методиками с различными группами пациентов.

Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Это связано с представлением о том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Согласно Фрейду, изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями , так как ,подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающие при фрустрации инстинктивных потребностей. Он является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющего не в прямом, а в опосредованном виде, а потому рассматривается Фрейдом как вариант невроза и связывается им с регрессией к инфантильным состояниям сознания.

Теория Фрейда, предложив новые концептуальные возможности для объяснения психологии изобразительного искусства с позиции представлений о бессознательном и сублимации, оказалась малопродуктивной для объяснения его положительных моментов.

Последователи Фрейда неоднократно пытались разобраться в природе изобразительного творчества, используя новые способы для его анализа.

Е. Крис предположил, что есть некоторые общие особенности, характеризующие творческое воображение. Они включают ограничение функций сознания, высокую эмоциональную заряженность образов, а так же наличие механизмов для разрешения проблем на визуальном уровне.

А.Фрейд проводит параллель между изобразительным творчеством и психоаналитической работой. И для того, и для другого свойственен стадийный характер.

Теория Юнга, хотя и связанная с психоанализом фундаментальным понятием бессознательного, существенно отличается от него. Юнг в отличии от Фрейда, рассматривал изобразительное творчество как чрезвычайно важный инструмент для реализации самоисцеляющих возможностей психики. Творчество связывается им не столько с личным бессознательным, сколько с коллективным бессознательным. Творчество выступает и как инструмент самоисцеления и как важный фактор в достижении всеобщей гармонии и духовного баланса той или иной эпохи. Другое важное отличие Юнга от Фрейда касается различного понимания ими символов и их роли в изобразительном творчестве.

Краткий обзор психоаналитической литературы показывает большое разнообразие взглядов на природу изобразительного творчества и их постепенное изменение на протяжении нескольких последних десятилетий.

Гуманистическая психология и психотерапия также внесли определённый вклад в развитии рисуночных методик. Для гуманистического подхода наиболее важным представляется поиск новых форм опыта, ведущих к развитию личности и изменения качества сознания с влиянием гуманистического подхода. Благодаря гуманистическому подходу стали не редки группы однократных встреч, группы с «погружением» рассчитанные на несколько дней интенсивного тренинга с применением рисуночных методик, а так же тематически ориентированные группы.

Страницы: 1 2


Психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников
Как же осуществляется психологическое сопровождение профессионального и личностного самоопределения старшеклассников? Прежде всего, определим, что же такое психологическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» «сопровождать - значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»[13,с.689]. Отсюда пси ...

Понятие о мышлении
Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях - в совокупности всех этих качеств, то посредством мышления осуществляется анализ таких особенностей ...

Роль семьи и учителя в формировании самооценки. Проблема оценивания в современной школе
Рассмотрим основные факторы, непосредственно влияющие на формирование самооценки младшего школьника. 1. Мнение родителей, стиль домашнего воспитания. На становление самооценки младшего школьника огромное влияние оказывает стиль воспитания в семье, принятые в ней ценности. Дети с завышенной самооценкой воспитываются по принципу кумира ...