Psfine

Позитивная психология

Материалы » Взаимосвязь страхов и самооценки личности у детей младшего школьного возраста » Особенности проявления страха у детей младшего школьного возраста

Особенности проявления страха у детей младшего школьного возраста
Страница 5

«Ты плохой, потому что ты плохо учишься», - говорят ребенку. Он соглашается, и возникает неразрешимый внутренний конфликт. Он сопровождается чувством неопределенности, неуверенности в себе и различными страхами. В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтом со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны. Чаще всего подобные страхи с возрастом меняют свой характер, иногда исчезают совсем. Но, принимая длительный характер, они вызывают у ребенка чувство бессилия, неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их.

Школьные страхи являются нормальным сопровождением деятельности учения. Однако ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов или его страхи будут настолько сильными, что скажутся на успешности его ведущей деятельности.

Особенности школьных объектных страхов детей младшего школьного возраста.

1. Наиболее сильные страхи переживаются детьми в первом классе.

2. Биологические страхи детей младшего школьного возраста преимущественно связаны с реальной или воображаемой опасностью боли, причинения ущерба. Страхи данной группы представлены как страхи лестницы, кабинетов, школьного двора и т.д. Некоторые страхи ассоциируются с людьми: старшеклассниками, родителями, техническим персоналом, администрацией школы.

3. Социальные страхи учащихся начальной школы основываются на угрозе отторжения социумов любого, кто не соблюдает принятые «правила игры», то есть социальные нормы, правила, ожидания, регламентирующие включенность субъекта в жизнедеятельность группы, на уровне конкретных объектных страхов у младших школьников это проявляется как боязнь:

а) многообразных ситуаций оценивания, в которых школьник выступает как пассивный участник, ожидающий оценивания. Боязнь данных ситуаций хорошо известна как «страх достижений» (или же «страх недостижений»);

б) страх нарушить различные временные и организационные правила школьной жизни, которые надо «держать в голове» и за которые несет ответственность сам ученик. Группы социальных страхов являются связанными с развитием рефлексии и самоконтроля детей.

4. По мере взросления в младшем школьном возрасте биологические страхи имеют тенденцию к уменьшению, а социальные к усилению, что говорит об изменении актуальности отдельных страхов для детей и некотором изменении их общей эмоциональной направленности, об определенной возрастной динамике страхов.

5. Наиболее сильный страх на протяжении младшего школьного возраста – страх наказания со стороны референтных лиц. С возрастом в начальной школе у детей происходит степенное усиление влияния референтности.

6. В младшем школьном возрасте существует тенденция к уменьшению переживания школьных объектных страхов. С возрастом увеличивается процент несущественных страхов.

7. В младшем школьном возрасте, не смотря на общее уменьшение количества страхов, одним из ведущих страхов будет страх опоздания в школу. Данный страх означает не успеть, боязнь заслужить порицание, и сделать что-либо не так, как следует, как принято. Большая выраженность этого страха у девочек не случайна, поскольку они раньше, чем мальчики обнаруживают принятие социальных норм, в большей степени подвержены чувству вины и более критично воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм [36, с.30].

Большое количество страхов у детей младшего школьного возраста связано с учебной деятельностью. Школьные страхи являются нормальным сопровождением учебной деятельности. Однако ряд факторов могут привести к тому, что у ребенка сложится комплекс страхов или его страхи будут настолько сильными, что скажутся на успешности его обучения. Страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов.

Для преодоления страхов и тревожности у детей существуют целые комплексы приемов, упражнений.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Технологии развития Я-концепции у детей и подростков. Программы, направленные на выявление Я-концепции. Программа Е.Рылеевой «Как помочь дошкольнику найти свое Я»
Программа разработана психологом Еленой Рылеевой в рамках педагогической технологии «Открой себя», структура которой представлена в лестнице социальной зрелости (рис. 3). Для ребенка 6 лет это практическая энциклопедия семейного воспитания. В книге содержится описание индивидуальных занятий взрослого с ребенком, способствующих общему р ...

Каким должен быть размер группы
Количество Спорт Бизнес Власть НКО Армия Территория 2 Пара Пара 3 Тройка Отдел Отдел/бюро Инициативная группа Семья 4 Четверка Сектор Сектор 5 Пятерка 6-12 Команда Клуб Отделение (экипаж, расчет) 12-15 Упра ...

Расширение активного поля зрения
Основное отличие обычных методов чтения и динамического чтения состоит в размере поля восприятия информации. Медленно читающий человек охватывает взглядом 10—12 см строки, а поле восприятия информации при стандартном расстоянии до книги 20—30 см составляет в тексте 1—2 см, т. е. одна строка прочитывается за 8—14 приемов. Опыты показали, ...