Psfine

Позитивная психология

Социометрическая методика.
Страница 1

Для любого коллектива свойственно понятие морально-психологический (социально-психологический) климат (МПК или СПК).

СПК - это относительно устойчивая морально-психологическая атмосфера общения и взаимодействия людей.

Различают 2 вида СПК:

1. благоприятный - такая атмосфера, которая основана на моральной поддержке и духовном единстве людей.

2. неблагоприятный - эта атмосфера характеризуется чувствами соперничества, зависти, конфликтности.

Неблагоприятность климата снижает мотивацию, произво-дительность труда и чувство удовлетворенности и комфорта у членов такого коллектива.

Поэтому руководителю очень важно знать, какие социально-психологические процессы протекают в коллективе, уметь из регулировать, находить причины неудовлетворенности членов коллектива.

Для этого была разработана социометрическая методика.

Её автор - Джон Морено.

Она предназначалась для оценки межличностных отношений в малых группах и постоянных коллективах.

В управленческой практике эта методика широко используется руководителями, так как полученная информация о группе позволяет корректировать психологическую и воспитательную работу в трудовом коллективе.

С помощью социометрической методики можно определить:

1. положение каждого члена коллектива в структуре межлич-ностных отношений;

2. выявить неформальных лидеров и отверженных;

3. выявить благоприятность психологического климата, а также УБВ (уровень благоприятности взаимоотношений);

4. определить коэффициент удовлетворенности своим положением в группе для каждого члена коллектива.

кол-во выборов членов группы

К

у

=

кол-во выборов отдельной личности

К

у

= 0

- не удовлетворен своим положением в группе

Ку

> 1 (2,3 и т.д.) - удовлетворен (чем >, тем лучше)

Чем выше К

у

, тем более комфортно человек чувствует себя в группе, он ее принимает (группа референтная), если К

у

= 0

Суть методики состоит в том, чтобы каждый член группы, отвечая на предложенные вопросы (4 - 6 вопросов), сделал не менее 3 выборов на каждый вопрос. Вопросы должны касаться совместной деятельности и межличностных отношений. Результаты могут быть представлены в виде дифференциальной социограммы.

Определяется социометрический статус каждого члена группы.

1) Самый высший статус - социометрическая звезда.

Количество выборов должно быть в 2 раза больше среднего количества выборов.

Звезды

- это такие члены группы (1 - 2 человека), которые поль-

зуются наибольшими симпатиями, популярностью и уважением в группе.

«Звездность»

не всегда является показателем лидерских качеств.

Лидерство - это показатель психологического влияния на людей благодаря своей активной позиции в группе, умению сотрудничать, убеждать, брать на себя ответственность ( «выделяться из толпы» ).

А звездность - показатель дипломатичности и доброжелательности характера человека, способности располагать к себе, оказывать моральную поддержку людям, вызывать положительные эмоции.

Часто звезда является симпатичным, обаятельным человеком.

2) Предпочитаемые

- имеют среднее количество выборов.

Страницы: 1 2


Техника самооценки и ревизия убеждений
Записать цель, которую вы хотите достичь. Создать шкалу: 1 2 3 4 5 1 – самая низкая степень веры. Указать как сильно верим в свою цель по отношению к суждениям: - моя цель желанна и стоит этого - эта цель достижима - то, что мне нужно сделать для достижения этой цели, нормально и естественно - у меня есть необходимые способнос ...

Анализ использования времени
Вполне возможно, что при первом взгляде на данные, полученные методом "самофотографии", вы удивитесь и даже ужаснетесь тому, как много времени уходит "впустую". Не удивляйтесь, переоценка собственной занятости — явление обычное и расценивается психологами как вполне положительная особенность человеческой психики. В ...

Изучение самооценки младших школьников в учебной деятельности
Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе делает особо значимой проблему формирования активной позиции учащегося в учебном процессе, превращения его в подлинного субъекта учебной деятельности. Последнее требует умения всесторонне и объективно оценить ос ...