Основы экстремальной подготовки специалиста БЖДСтраница 1
Экстремальная подготовленность основана на профессионально- психологической и профессионально-педагогической подготовке.
Одной из задач их выступает экстремальная подготовка, подготовка к действиям в экстремальных ситуациях. Профессионалу, не прошедшему курс экстремальной подготовки, приходится на опыте приобретать умение действовать в экстремальных ситуациях, учиться на своих ошибках, которые могут дорого стоить и ему, и другим. Но молодой специалист, прошедший интенсивный курс за 6 месяцев, приобретает то, на что практику нужно 8—10 лет [5].
В психолого-педагогическом плане экстремальная подготовленность профессионала состоит из трех компонентов:
1. экстремальной обученности. Она в себя включает:
1) знания экстремальных ситуаций, с которыми придется встретиться, их особенностей, возможных трудностей и способов их преодоления;
2) навыки и умения качественно выполнять все обычные профессиональные действия, но при действии факторов, характерных для ожидаемых экстремальных ситуаций;
3) навыки выполнения особых действий, особых приемов, использования специальных средств и техники, которые применимы только в экстремальных условиях;
4) навыки групповых действий в экстремальных условиях;
5) опыт восприятия экстремальных факторов и преодоления психологических трудностей;
6) навыки и умения обеспечения личной безопасности;
7) умения учиться на опыте преодоления трудностей.
2. морально-психологической подготовленности к действиям в экстремальных условиях.
Морально-психологическая подготовленность к действиям в экстремальных условиях — это специфическая воспитанность профессионала, моральная устойчивость, обеспечивающие высокоморальное поведение в критических ситуациях. Ее компоненты таковы:
1) верность профессиональному долгу и нормам морали при любых испытываемых трудностях;
2) верность товарищескому долгу при действии в составе групп;
3) умение управлять собой в трудных условиях, мобилизовать силы и возможности, не теряться, не реагировать импульсивно во вред делу, другим и себе.
3. экстремальной развитости.
Экстремальная развитость — развитость качеств, обеспечивающих успех в экстремальных условиях:
1) волевых — целеустремленности, смелости, мужества, стойкости, решительности, бдительности, самообладания;
2) профессионально-психологической устойчивости — нормальной психологической переносимости всех экстремальных факторов, свойственных конкретной профессиональной деятельности, эмоциональной устойчивости, устойчивости к ответственности, риску и опасности, устойчивости к психическому напряжению и перенапряжению, психической работоспособности (способности длительно переносить психические нагрузки), способности выдерживать «борьбу нервов»;
3) особо развитых познавательных качеств: осмотрительности, быстроты мышления, его прогностичности, сообразительности, интуиции;
4) особо развитых физических качеств: физической выносливости, силы, ловкости, быстроты двигательных реакций [6].
Формирование этих компонентов относится к основным задачам экстремальной подготовки. Естественно, что в разных профессиях «набор» компонентов не одинаков. Его конкретная определенность при экстремальной подготовке отражается в ее содержании, тематическом плане и программе.
Экстремальная подготовка проводится в разное время и поэтому признаку различают:
1) предварительную подготовку, проводимую постоянно в системе профессионального образования и служебной подготовки;
2) непосредственную подготовку, проводимую перед самым началом действий в экстремальных ситуациях и заключающуюся в дополнительной доработке, доведении до совершенства необходимых для предстоящих действий навыков и умений, морально-психологического ориентирования и мобилизации тех, кто будет участвовать в них;
Экспериментальное исследование индивидуальных
психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и
стресс-совладающего поведения. Методы диагностики индивидуальных психологически
В первой главе мы теоретически обосновали важность проблемы взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого было необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, какие черты ...
Определение основной проблемы
Очень важно осознать точки соприкосновения конфликтующих сторон и различия между ними, в большинстве случаев различия по-настоящему не осознаются, а сходства оказываются неизвестными. Поэтому желательно выяснить:
¨ как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта? ...
Обзор литературы. Общее представление о памяти
Память
– психический процесс, проявляющийся в способности человека сохранять прошлый опыт, а также в возможности его повторного использования в своей жизни и деятельности. Память – это следовое психическое отражение прошлого [5].
Память
– психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, ...