Psfine

Позитивная психология

Материалы » Позиция педагога в профессиональной деятельности » Глава позиция профессионала в структуре его деятельности. Содержательная характеристика социально-психологического конструкта «социальная позиция»

Глава позиция профессионала в структуре его деятельности. Содержательная характеристика социально-психологического конструкта «социальная позиция»
Страница 2

§ позиции как отношения человека к действительности в целом или к различным ее областям, или позиции личности (Л.И.Божович, Г.Г.Граник и Л.А.Южцевая, Т.А.Загрузина, Л.В.Занина, С.А.Капустин, А.Ф.Копьев, Б.Д.Парыгии, О.Л.Романова, А.С.Спиваковская, В.А.Ядов и др.);

§ позиции как места человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации, или ролевой позиции (А.Л.Венгер, Н.В.Верахса, Е.А.Вовчик-Блакитная, И.Д.Глячков, Е.В.Кондратьев, А.Б.Добрович, Ю.М.Жуков, А.И.Красило, В.Я.Ляудис, Л.А.Петровская, Л.Г.Федорова и др.).

Отметим, что в существующих характеристиках профессиональных позиций (А.Ф.Копьев, А.К.Маркова, В.А.Ташлыков и др.) отражены все три указанных плана,

Рассмотрим в данном параграфе социальную позицию как положение человека в обществе, в группе.

Одна из первых характеристик позиции как положения человека в обществе, группе принадлежит А.Н.Леонтьеву. Говоря об особенностях психики ребенка - дошкольника, он выделяет «связывающую их общую основу. Это та реальная позиция ребенка, с которой перед ним раскрывается мир человеческих отношении, позиция, которая обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях»[29; 501-502].

«Итак, изменение места, занимаемого ребенком в системе общественных отношений, есть то первое, что надо отметить, пытаясь подойти к решению вопроса о движущих силах развития его психики. Однако само по себе это место не определяет, конечно, развития, оно только характеризует наличную, уже достигнутую ступень. То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка, - это сама его жизнь, развитие реальных процессов этой жизни, иначе говоря, развитие деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней, А ее развитие в свою очередь зависит от наличных жизненных условий»[29; 504-505].

Положения о том, что позиция как место в системе общественных отношений определяет развитие деятельности, и развитие деятельности определяет развитие психики, стали исходным пунктом для многих последующих работ, направленных на изучение развития личности в деятельности[6;176-179], [23] и др.

Отметим также намечаемое А.Н.Леонтьевым различение объективного места, занимаемого человеком в общественных отношениях, и «реальной позиции», «с которой перед ним открывается мир человеческих отношений», то есть различение объекта и субъекта общественных отношений.

Понятие социальной позиции подробно рассматривалось в социологии. И.С. Кон на основе анализа работ отечественных и зарубежных авторов дает следующее определение: «Социальное положение (позиция) индивида - его место в определенной конкретной социальной структуре». Поскольку речь идет здесь о взрослых, он указывает, что «в силу сложных общественных отношений каждый индивид занимает множество позиций» - профессиональную, семейную, общественно-политическую и др., различающихся по своему значению, определенности и другим признакам»[19; 253].

Также подчеркивая, что для конкретного человека «способ и форма его жизнедеятельности обусловлены наличной системой общественных отношений», он обращает особое внимание на то, что появлению данной системы отношений исторически предшествовало «расчленение общественной деятельности»[19; 126-127].

Социальные психологи рассматривают позицию как место человека в контактной группе.

Г.М.Андреева определяет понятие «статус» или «позиция» как «место индивида в системе групповой жизни», «в структуре деятельностных отношений группы».

В исследованиях Л.В.Петровского и его сотрудников и последователей, разрабатывавших принцип деятель постного опосредствования межличностных отношений в коллективе, показано, что в условиях общественно ценной и личностно значимой совместной деятельности существующие в любой группе позиции - официально закрепленное должностью положение, позиция «старожила» или «новичка», «социометрической звезды» или «отверженного», «референтометрического лидера» и др. приобретают особые черты, обусловленные деятельностью и уровнем развития группы и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Профессиональная ориентация школьников 9 – 11 классов в средне образовательных школах
В мае 2007 года было проведено анкетирование учеников 9 – 11 классов общеобразовательных школ города Красноярска. Целью данного исследования является выявление проблем профессиональной ориентации данной категории. В качестве выборки использовалась вероятностная выборка. В анкетировании приняло участие 100 респондентов, из них 77% девуш ...

Экспериментальная часть. Экспериментально – психологическое исследование влияния характерологических особенностей руководителей высшего и среднего звена на стиль руководства. Программа исследования
По результатам теоретического исследования была выдвинута гипотеза (у руководителей высшего звена, в сравнении с руководителями среднего звена, влияние характерологических особенностей на стиль руководства будет менее значительным), для эмпирической проверки которой нами было проведено экспериментально-психологическое исследование. Цель ...

Агрессия затрагивает реципиента, стремящегося избежать нападения
Наконец, из нашего определения видно, что мы можем говорить об агрессии только тогда, когда реципиент или жертва стремится избежать подобного обращения. В большинстве случаев объекты физического насилия, сопровождающегося телесными повреждениями или оскорбительными вербальными нападками, хотят избежать подобного неприятного опыта. Однак ...