Экспериментальное изучение профессионально-личностной
позиции педагога. Ход и методы
исследованияСтраница 1
Цель экспериментальной работы - выявление профессиональной и личностной позиции педагога.
Эмпирической базой исследования являлись школы г. Калуги и Калужской области. Выборка для исследования – 28 человек. В эксперименте принимали участие преподаватели вуза и педагоги школ.
Исследование проводилось в течение пяти месяцев. В ходе исследования можно выделить следующие этапы:
§ 1 этап (январь 2008). Содержание этапа: подбор диагностических методик, выбор экспериментальной группы;
§ 2 этап (февраль – март 2008 года). Содержание этапа: проведение экспериментальной диагностической работы.
§ 3 этап (апрель – май 2008 года). Содержание этапа: обработка результатов и формулирование выводов.
Ход исследования.
1 этап
. На начальном этапе исследования при проведении теоретического этапа исследования нами были выделены методики для определения профессионально-личностной позиции педагога.
Мы посчитали целесообразным использовать Методику К.Замфира в модификации А.Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности», «Методика наблюдения и анализа взаимодействия педагога с детьми» и переработанная методика Богдана Н.Н., Могилевкина Е.А. «Мотивация профессиональной деятельности персонала вуза».
1. Изучение мотивации профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Цель применения данной методики – выявить значимые для педагогов мотивы профессиональной деятельности.
Описание методики: Методика может применяться для диагностики мотивации профессиональной деятельности. В основу положена концепция о внутренней и внешней мотивации. О внутреннем типе мотивации следует говорить, когда для личности имеет значение деятельность сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей внешних по отношению к содержанию самой деятельности (мотивы социального престижа, зарплаты и т.д.), то в данном случае принято говорить о внешней мотивации. Сами внешние мотивы дифференцируются здесь на внешние положительные и внешние отрицательные. Внешние положительные мотивы, несомненно, более эффективны и более желательны со всех точек зрения, чем внешние отрицательные мотивы. Испытуемым предлагалось заполнить бланк методики (см. Приложение 1)
Инструкция: Прочитайте ниже перечисленные мотивы профессиональной деятельности и дайте оценку из значимости для Вас по пятибалльной шкале. Насколько для Вас актуален тот или иной мотив?
Обработка результатов
Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной (ВОМ) в соответствии со следующими ключами.
ВМ = (оценка пункта 6 + оценка пункта 7)/2
ВПМ = (оценка п.1 + оценка п.2 + оценка п.5)/3
ВОМ = (оценка п. З + оценка п. 4)/2
Показателем выраженности каждого типа мотивации будет число, заключенное в пределах от 1 до 5 (в том числе возможно и дробное).
Интерпретация
На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой трех видов мотивации: ВМ, ВПМ и ВОМ.
К наилучшим, оптимальным, мотивационным комплексам следует относить следующие два типа сочетания: ВМ>ВПМ>ВОМ и ВМ=ВПМ>ВОМ.
Наихудшим мотивационным комплексом является тип ВОМ>ВПМ>ВМ.
Между этими комплексами заключены промежуточные с точки зрения их эффективности иные мотивационные комплексы.
При интерпретации следует учитывать не только тип мотивационного комплекса, но и то, насколько сильно один тип мотивации превосходит другой по степени выраженности.
По данным исследований,
удовлетворенность профессией имеет значимые корреляционные связи с оптимальностью мотивационного комплекса (положительная значимая связь, r = + 0,409). Иначе говоря, удовлетворенность избранной профессией тем выше, чем оптимальнее мотивационный комплекс: высокий вес внутренней и внешней положительной мотивации и низкий - внешней отрицательной.
Чем оптимальнее мотивационный комплекс, чем более активность мотивирована самим содержанием деятельности, стремлением достичь в ней определенных позитивных результатов, тем ниже эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем более деятельность обусловлена мотивами избегания, порицания, желанием «не попасть впросак» (которые начинают превалировать над мотивами, связанными с ценностью самой деятельности, а также над внешней положительной мотивацией), тем выше уровень эмоциональной нестабильности.
2. «Методика наблюдения и анализа взаимодействия педагога с детьми»
Так как профессиональная позиция педагога рассматривается нами как диалектическое соединение профессиональной позиции (как единства профессионального сознания и профессиональной деятельности) и личностной позиции педагога, нам необходимо изучить профессиональную деятельность педагога при взаимодействии с детьми.
Выводы
В результате прохождения тренинга участники:
· Овладеют техникой выявления ведущих мотивов профессиональной деятельности с использованием проективных вопросов и метода наблюдения.
· Потренируются в использовании инструментов выявления ведущих мотивов профессиональной деятельности.
· Овладеют инструментами мотивирования, используемыми ...
Агрессия как приобретённое социальное поведение: прямое и викарное[2] научение
насилию
Другое общее теоретическое направление в изучении агрессии включает в себя многие процессы, о которых уже говорилось в свете рассмотренных выше теорий. Теория социального научения, предложенная Бандурой, уникальна: агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основно ...
Интеллект
Интеллект (от лат. intellektus- постижение, понимание)- система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение.
Интеллект - относительно устойчивая структура всех познавательных сил человека. Интеллект охватывает все структу ...