Функции и средства общения
Функции общения
— это роли и задачи, которые выполняет общение в процессе социального бытия человека:
1) информационно-коммуникативная функция
состоит в обмене информацией между индивидами. Составными элементами общения являются: коммуникатор (передает информацию), содержание сообщения, реципиент (принимает сообщение). Эффективность передачи информации проявляется в понимании информации, ее принятии или непринятии, усвоении. Для осуществления информационно-коммуникативной функции необходимо наличие единой или сходной системы кодификации/декодификации сообщений. Передача любой информации возможна посредством различных знаковых систем;
2) побудительная функция
—стимуляция активности партнеров для организации совместных действий;
3) интегративная функция
— функция объединения людей;
4) функция социализации
— общение способствует выработке навыков взаимодействия человека в обществе по принятым в нем нормам и правилам;
5) координационная функция
— согласование действий при осуществлении совместной деятельности;
6) функция понимания
—адекватное восприятие и понимание информации;
7) регуляционно-коммуникативиая (интерактивная) функция
общения направлена на регуляцию и коррекцию поведения при непосредственной организации совместной деятельности людей в процессе их взаимодействия;
8) аффективно-коммуникативная функция
общения состоит в воздействии на эмоциональную сферу человека, которое может быть целенаправленным или непроизвольным. Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения.
Они бывают вербальные и невербальные. Вербальные средства общения—слова с закрепленными за ними значениями.
Слова могут быть произнесены вслух (устная речь), написаны (письменная речь), заменены жестами у слепых или произнесены про себя. Устная речь является более простой и экономичной формой вербальных средств. Она разделяется на:
1) диалогическую речь, в которой принимают участие два собеседника;
2) монологическую речь — речь, которую произносит один человек.
Письменная речь применяется при невозможности устного общения или когда необходима точность, выверенность каждого слова
Невербальные средства общения
— знаковая система, которая дополняет и усиливает вербальную коммуникацию, а иногда и заменяет ее. С помощью невербальных средств общения передается около 55-65% информации. К невербальным средствам общения относятся:
1) визуальные средства:
а) кинестетические средства—это зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, жесте, взгляде, походке;
б) направление взгляда и визуальный контакт;
в) выражение лица;
г) выражение глаз;
д) поза — расположение тела в пространстве («нога на ногу», перекрещенные руки, ноги и т.д.);
е) дистанция (расстояние до собеседника, угол поворота к нему, персональное пространство);
ж) кожные реакции (покраснение, испарина);
з) вспомогательные средства общения (особенности телосложения (половые, возрастные)) и средства их преобразования (одежда, косметика, очки, украшения, татуировка, усы, борода, сигарета и т. п.);
2) акустические (звуковые):
а) связанные с речью (громкость, тембр, интонация, тон, высота звука, ритм, речевые паузы и их локализация в тексте); 6) не связанные с речью (смех, скрежет зубов, плач, кашель, вздохи и т.п.);
3) тактильные — связанные с прикосновением:
а) физическое воздействие (ведение слепого за руку и др.);
б) такевика (пожатие руки, хлопание по плечу) [28;33].
Использование в деловой беседе некоторых коммуникативных навыков
В этой, заключительной, части лекции я хотел бы рассмотреть некоторые исключительно важные коммуникативные навыки в деловой беседе. К ним, прежде всего, относят:
а) активное слушание,
б) формулирование и постановка вопросов. ...
Понятие нейрологических уровней
уровни:
1. окружение
2. поведение
3. способности
4. ценности
5. идентификация
Теорию нейрологических уровней выдвинул Бейтси. Согласно этой теории:
- изменения на нижележащем уровне не обязательно вызывают изменения на вышележащем уровне.
- изменения на вышележащем уровне всегда вызывают изменения на нижележащих.
Поведенческая ...
Восприятие времени и тип темперамента
Первую попытку соотнесения различных качеств человека с определенным типом предпринял древнегреческий медик Гиппократ, предложивший уже ставшую классической систему типов темперамента по преобладанию внутренних «жидкостей» организма.[10]. Гален в своих работах выделял девять типов, однако позднее придерживался уже описанных четырех. Кре ...