Введение
Одна из задач «Концепции воспитания молодежи в Республике Беларусь» предусматривает нравственное развитие личности – воспитание моральных качеств: любви, добра, порядочности, милосердия и опыта нравственного поведения.
Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим в школе о наблюдательности над явлениями природы, социальными явлениями; наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значение». Полнота понимания другого является одним из важных источников социального опыта и источником развития нравственных чувств детей. Вместе с тем, развитию направленности на другого, умения наблюдать за состоянием других, понимать причины их поведения в начальной школе не уделяется должного внимания. Неразвитость младших школьников как субъектов понимания других является причиной их агрессивности, конфликтов как со сверстниками, родителями, так и другими окружающими людьми. Таким образом, понимание других – это важный механизм эмоционально-нравственного развития растущего человека. Социальная значимость этого личностного образования и не разработанность организационно-педагогических основ его формирования обусловили выбор темы дипломной работы – «Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы».
Объект исследования
– особенности понимания другого человека младшими школьниками.
Предметом исследования является
– формирование навыков понимания другого в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Цель исследования
– разработать организационно-педагогические основы формирования у младших школьников навыков понимания другого человека.
Операционализация понятий
– умение, навык, впечатление.
Умение – способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом (С.И.Ожегов).
Навык – уменье, созданное упражнениями, привычкой (С.И.Ожегов).
Впечатление – 1) след, оставленный в сознании, в душевной жизни чем-нибудь пережитым, воспринятым; 2) влияние, воздействие; 3) мнение, оценка, сложившиеся после знакомства, соприкосновения с кем - чем-нибудь (С.И.Ожегов).
В основу исследования положена гипотеза
: младшие школьники приобретут навыки понимания других, если в учебно-воспитательном процессе будет организовано преднамеренное восприятие других как познавательный процесс, объектом которого становятся события в жизни другого человека, его эмоциональные состояния, мотивы его поступков; если практикуются творческие задания, требующие объяснения причин поведения других, используются тренинги по восприятию позитивных качеств одноклассников и других окружающих людей; если ребенок включен в систему гуманных взаимоотношений в школьном коллективе.
В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи:
1. изучить состояние проблемы понимания человека человеком в психолого-педагогической литературе;
2. провести анализ учебников по литературному чтению для 3-4 классов как средства развития у младших школьников навыков понимания других людей;
3. выявить методы организации наблюдения младших школьников за обликом другого человека;
4. определить содержание внеклассной работы по развитию школьников как субъектов понимания других людей.
Методы и методики исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ школьных учебников, социометрия, тест, метод решения психолого-педагогических задач.
Профессиональная ориентация школьников 9 – 11 классов в средне
образовательных школах
В мае 2007 года было проведено анкетирование учеников 9 – 11 классов общеобразовательных школ города Красноярска. Целью данного исследования является выявление проблем профессиональной ориентации данной категории. В качестве выборки использовалась вероятностная выборка.
В анкетировании приняло участие 100 респондентов, из них 77% девуш ...
Раскройте общее понятие о группах и коллективах
Группа –
это совокупность индивидов или человеческая общность, которая выделяется на основе определенных признаков и характеру деятельности, и собой организации.
Общие признаки группы:
1. Локализация в пространстве – объединять территорию той или иной группы.
2. Группа существует во времени (постоянная, временная, случайная)
3. Спо ...
Результаты исследования и их обсуждение
В качестве критерия разделения испытуемых на группы в работе использовали модифицированный опросник «Тесты определения индивидуальных особенностей вегетативного реагирования» В.В. Суворовой. По результатам анализа данного опросника испытуемые были разделены на 3 группы (Табл. 1):
– ваготоники – испытуемые, у которых вегетативный баланс ...
