Psfine

Позитивная психология

Материалы » Гендерные особенности проявления тревожности у подростков » Практические рекомендации по коррекции тревожности у детей подросткового возраста

Практические рекомендации по коррекции тревожности у детей подросткового возраста
Страница 1

Разработанные нами практические рекомендации по коррекции тревожности мальчиков и девочек подросткового возраста и создание на их основе специального психологического метода коррекции тревожности, отвечающего современным психометрическим критериям, что является особо важным для практики современного психолога. В качестве коррекционных занятий с подростками можно использовать программу «Семь сказок радуги»

Цель данного цикла – на бессознательно-символическом уровне проработать с подростками темы Любви, одиночества, поиска Смысла, истинных мотиваций, понятий Душевного покоя, Детства и Взрослости, Жизни и Смерти, Сна и Яви. На многие вопросы, затрагиваемые в сказках, подростки бессознательно ищут ответы. Однако есть темы, на которые почему-то с ними мало разговаривают. Но именно разговор о ценностях, идущий в ненавязчивой сказочной форме, позволяет откорректировать деструктивные аспекты поведения, снизить уровень тревожности и агрессивности, проработать внутриличностные конфликты, наладить взаимоотношения с близкими людьми. Данный цикл рассчитан на 7 встреч-занятий по 1,5 часа (и более). Организация работы – обычная. Участники группы рассаживаются в круг; после процедуры знакомства ведущий говорит о том, что на определенном этапе развития души человека возникают важные вопросы, ответить на которые обычными словами трудно. Чтобы говорить о том, что нас волнует в глубине души, люди придумали сказки, притчи и легенды. С сегодняшней встречи мы будем знакомиться с одним из циклов, который родила душа неутомимая, душа, задающая вопросы. Мы попробуем найти ответы или просто поговорим о том, что нам кажется важным.

Схема размышления над сказками и их обсуждения

Акцент

Направление размышления

Вопросы

Комментарий

Основная тема

Важно понять основные идеи сказки, то есть что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.

О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окружающими, общие ответы на общие вопросы

Линия героев сказки. Мотивы поступков

Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки

Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому?

Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом

Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе

Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки

Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

Имея набор способов решения проблем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проблем, – важно оценить, в каких ситуациях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей

Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей

Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим

Что приносят поступки героя окружающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции?

Важно при обсуждении развивать гибкий подход к созидательным и разрушительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни

Актуализированные чувства

Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему

Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие – грустные? Какие ситуации вызывали страх? Какие ситуации вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так?

Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас

Образы и символы в сказках

Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки над сказками и их обсуждения

Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?

Можно привлекать не только собственные рассуждения на тему «Что есть этот образ», но и словари образов, особенно юнгианские

Страницы: 1 2


Дисциплинированность сотрудника ОВД как регулятор служебной деятельности. Социально-психологическая природа дисциплинированности, ее содержание и структура
Органы правопорядка являются частью системы государственных организаций и поэтому их работники находятся на государственной службе и, как следствие, подчиняются требованиям государственной дисциплины. Обычно под государственной дисциплиной понимается установленный порядок деятельности государственных организаций, предусматривающий добро ...

Понятие о мышлении
Глубокое и всестороннее познание действительности возможно лишь при участии мышления, являющимся высшим познавательным процессом. Если в ощущениях реальность отражается отдельными своими сторонами, качествами, признаками, а в восприятиях - в совокупности всех этих качеств, то посредством мышления осуществляется анализ таких особенностей ...

Приложения
Приложение А Сводная таблица данных по методике Р. Кеттелла Испытуемые В С E F G M Проскурина 9(7) 11(4) 9(3) 17(8) 17(6) 13(7) Подгрушная 9(7) 17(8) 8(3) 17(8) 14(4) 13(7) Лазченко 6(5) 12(5) 8(3) 16(7) 16(6) 10(5) Морозов 6(4) 8(2) ...