Развитие младшего школьника как субъекта познания других людей во внеклассной
работеСтраница 1
Работа по развитию младших школьников как субъекта познания других людей должна продолжаться и во внеклассной деятельности. Здесь возможны следующие направления:
1) использование тренингов по формированию наблюдательности по отношению к другому человеку;
2) работа по обеспечению более полного восприятия положительных качеств соучеников, прежде всего находящихся в изолированном положении, имеющих крайне ограниченный круг общения в классе.
Существует целый ряд методик по развитию у младших школьников направленности на другого человека, без которой невозможна полнота восприятия его облика. В передовой педагогической практике используются следующие упражнения:
1. «Улыбка».
Познакомить участников тренинга с многообразием смыслов, закодированных в художественном описании улыбки. Затем провести работу по расширению тезауруса понятий, используемых для обозначения ЭС, выражаемых в улыбке человека: радостная, милая, доверчивая, вымученная, деревянная, беззаботная, жалкая, униженная; улыбка радости и боли, лобная, торжествующая, победная, презрительная, трогательная, ласковая, застенчивая, блаженная, приветливая, бодрая, светлая и т. д.
Затем прейти к выполнению более сложных упражнений:
а) вычитать психологическое содержание описания улыбки в предложенных фрагментах текстов;
б) вычитать психологическое содержание описания улыбки, анализируя портретную живопись;
в) используя имеющийся тезаурус понятий, предлагается участникам тренинга изобразить улыбку:
- грустную
- горькую
- блаженную
- кроткую
- улыбку умиления
- восторга и т. д.;
г) составить психологическую партитуру описания улыбок, реально изображенных самими участниками тренинга.
2.
«Глаза. Взгляд».
Занятие проводится примерно по тому же сценарию, что и предыдущее. Дополнительно можно предложить домашнее задание:
а) понаблюдать за изменением выражения глаз (улыбкой) какого-то человека и составить партитуру его ЭС;
б) определить и описать ЭС героев телепередачи (еще лучше – одного из героев телефильма);
в) сделать зарисовки собственных ЭС, выраженных в невербальном поведении;
г) подобрать литературно-художественные примеры ЭС, выраженных посредством описания различных элементов внешней экспрессии.
3. «Жесты. Поза».
Техника выполнения этого упражнения идентична предыдущим. Дополнительно предлагаются те же домашние задания, но уже с задачей раскрытия индикативных возможностей всех названных элементов внешней экспрессии. Возможно использование репродукций портретной живописи, иллюстраций к художественным произведениям, фотографий, анализ мемуарной, биографической и эпистолярной литературы.
4. «Звуки голоса».
Используя многочисленные термины-понятия, обозначающие эмоциональные характеристики человеческих голосов, сначала обогатить тезаурус соответствующих понятий, а затем развить способность адекватного прочтения соответствующих ЭС, выраженных в звуках голоса. В качестве домашнего задания детям предлагается:
- составить словарь эпитетов и метафор, раскрывающих психологический смысл интонации;
- подобрать художественные тексты с соответствующими индикативными возможностями;
- записать собственный голос (в определенные промежутки времени или в специально моделируемых ситуациях);
- записать голос дикторов телевидения или радио, актеров – участников радиоспектаклей, а затем его интерпретировать;
- составить сценарий игры «Узнай голоса» и т. д.
5. «Настроение».
Инструкция: сейчас вы получите отпечатанные строки и строфы стихов, выражающих определенное настроение. Какие из них вам наиболее близки? Какие вы никогда не переживали, но хотели бы пережить? (см. Приложение 12) Что каждый из вас чувствовал? Что чувствовали другие члены группы? Какие стихотворения вызвали у вас особенно сильные переживания? Как вы думаете почему? Можно ли передать состояние в цвете? Изобразить в движении, жесте, мимике? Попробуйте сделать это.
6. «Визуализация».
Инструкция: послушайте вместе записанные на магнитофон фрагменты различных художественных текстов. Попробуйте не только представить услышанное, но и пережить те чувства, то настроение, которое «диктует» нам автор.
7. «Свободный танец».
Данное упражнение развивает эмпатию, способность проникать в мир чувств других людей, представляет возможность более глубокого осознания собственного внутреннего мира и понимания духовной жизни других людей.
Главное здесь – не уровень танцевального исполнительства, а умение выразить эмоции через движения.
8. Картина (фотография).
Выполняя это упражнение, можно идентифицироваться с висящей в комнате картиной или фотографией: проиграв ее сюжет, представить эмоциональное состояние изображенных людей и войти в мир их переживаний. Можно сочинить рассказ, притчу, стихи.
Экспериментальное исследование индивидуальных
психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и
стресс-совладающего поведения. Методы диагностики индивидуальных психологически
В первой главе мы теоретически обосновали важность проблемы взаимосвязи индивидуальных психологических особенностей и особенностей произвольной саморегуляции и стресс-совладающего поведения. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого было необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить, какие черты ...
Психолого–педагогические рекомендации учителям начальных классов
В настоящее время перед школой стоит задача формирования самостоятельного, инициативного человека с активной личностной позицией. Это, в свою очередь, предполагает становление ученика в роли субъекта учебной деятельности, что невозможно без развития у него объективной и содержательной самооценки, которая является частью фундамента для д ...
Основные стратегии организации профориентационной помощи
Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представит и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые (нежелательные) подходы.
Допустимые стратегии: ...
