Ценностные ориентации личности как смысловая основа
развития дисциплинированности у сотрудниковСтраница 5
В настоящее время применяются следующие критерии зрелости (развития) ценностных ориентаций дисциплинированного поведения:
- осознанность: понимание человеком основных жизненных ориентиров (целей, идеалов, личностных качеств). При этом осознанность может выражаться в форме сознательности (конкретности) и несознательности (абстрактности);
- организованность: структурное построение ориентаций, степень различия и сходства между различными ценностями, понимание человеком главного и второстепенного. Организованность может носить форму выраженности или аморфности;
- внутренняя согласованность ценностей: степень совпадения качественных характеристик ценностей, находящихся на одинаковом уровне организации (иерархии). Здесь важно обратить внимание на гармоничность или противоречивость ценностей;
- устойчивость: соотношение ценностей, определяемых социальными нормами и ценностей, определяемых потребностями. Преобладание социально одобряемых ценностей придает системе ценностных ориентаций устойчивость;
- нормативность: соответствие структуры и содержания ценностных ориентаций теоретическим концепциям или гипотезам. Она выражает методологические установки исследователя, степень принятия человеком сложившихся ценностных ориентаций;
- одобряемость. Она может быть полная или условная.
Исследователь мотивации Х. Хекхаузен предположил, что сам мотив включает в себя: потребность, побуждение (осознаваемая потребность), влечение (неосознаваемая потребность), склонность, стремление и т.д.
Итак, при исследовании ценностей необходимо различать четыре категории:
Мотив: собственно побуждение, связанное с предметом, который может удовлетворить насущную потребность.
Ценность: представления о приемлемых способах поведения (деятельности), усвоенные на основе социальных норм и имеющие побудительную силу. Они могут усиливать мотив или блокировать его.
Мотивировка: процесс взаимодействия ценностей и реальных побуждений.
Мотивация: процесс регуляции поведения на основе усиления или ослабления мотива ценностями личности.
Для того чтобы действие или поступок стали возможными, в мотивационно-ценностной сфере личности должны быть созданы следующие условия.
Изменение взаимодействия человека с социальной средой должно привести к усилению потребностей (или какой-либо одной потребности).
Актуальная потребность должна быть осознана человеком – он определяет комплекс предметов, которые могут удовлетворить остро переживаемую потребность.
В результате мотивировки стремление должно иметь необходимую силу.
Насущная цель соотноситься с конечной жизненной целью и при соответствии с ней принимается в качестве регулятора, получает значение лично для человека (личностный смысл).
Личные и социальные ценности, усвоенные человеком, и цель конструируют образ способа поведения или деятельности, необходимого для достижения этой цели.
При согласии личных, социальных ценностей, понимании личностного смысла поступка и наличии необходимых способов осознанно принимается решение на достижении цели.
Постоянная корректировка поведения в соответствии с образом результата, изменениями социальных условий и степенью удовлетворения насущной потребности.
Оценка результата поведения, анализ поступка, уточнение собственных ценностей. Корректировка Я-концепции.
Подобный подход можно считать содержанием мотивационного и ценностного анализа поведения человека. На каждом из этих десяти этапов могут возникать различные варианты развития мотивации, приводящие к отклонениям в поведении. Поэтому при анализе поведения сотрудников необходимо уточнить начальный пункт отклонения от программы.
Внешним признаком ценностных ориентаций человека является процесс поведения и деятельности. Деятельность как активное преобразование предметов в целях удовлетворения актуальной потребности может рассматриваться как совокупность отдельных действий, связанных отдаленной целью. Но каждое действие опять проходит все десять основных этапов.
Экспериментальная работа по организации и проведению коррекционно-развивающей
работы с младшими школьникамию Организация и проведение коррекционной
работы
Для проведения коррекционной работы с экспериментальной группой учащихся были созданы необходимые условия:
1. Проведена консультация с классным руководителем 2 «А» класса и родителями учащихся, разъяснены цели и задачи планируемой работы, составлен график работы.
2. Проведена беседа с учащимися, вошедшими в экспериментальную группу. ...
Изменение или "обнаружение" себя?
Весьма распространенным является мнение о необходимости копировать "хорошие" способы работы, поведения, мышления — все то, что можно назвать стилем деятельности. В обществе всегда есть некоторые социально нормированные образцы поведения, и вполне естественно стремление людей подражать и следовать им. Но нередко случается так, ...
Ответственность как психическое свойство личности
В справочнике 1987 года нами было обнаружено следующее определение ответственности: Ответственность
– "категория права, этики, социологии, психологии и педагогики, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Существу ...