Самооценка, оценки и экспектации личности, их свойства и источникиСтраница 3
Становясь старше, ребенок познает не только стереотипы взаимодействий, но и их девизы, названия. «Старших нужно уважать», «Относись к людям хорошо и к тебе будут относится так же», «Зло наказуемо», «Мужчина должен быть мужественным» и т.д. Так, в начальных классах ребенок ожидает привычной безусловной и безграничной любви со стороны учителя и доброй, адекватной оценки своих качеств со стороны сверстников. В дружбе ожидается полное доверие и самопожертвование. Создаются модели взаимодействия не только с близкими людьми но и с посторонними.
Э. Берн называл подобные ритуалы трансакциями и заключал, что в детстве родители являются важным формирующим и сдерживающим фактором в научении ритуалам.
В трансакциях основные роли распределены и реакции на взаимодействия ожидаемы. Причем, в зависимости от отношений участников трансакции и форма и продолжительность реакций меняются:
А: Привет.
В: Привет.
А: Как поживаешь?
В: Прекрасно, а Вы?
А: Все в порядке.
В: До встречи.
А: Пока.
В: Пока.
Очевидно, что этот обмен репликами не несет никакой информации, но реакции собеседников предсказуемы и ожидаемы – потому комфортны. В случае, если возникнет непредсказуемый поворот, не определенный их предыдущими взаимодействиями и личными отношениями, возникнет чувство неудовлетворения.
Э. Берн определил, сто продолжительность и предпочтительность реакций растет вместе с ростом качества взаимоотношений, перерастая в долгое общение, дружбу или любовь.
Становясь старше, люди попадают в плен созданных до них предсказуемых и ожидаемых моделей поведения в школе, на работе, в семье. На определенное отношение к себе человек реагирует знакомым ему, наученным способом, для достижения ожидаемого положительного эффекта. Умный, знающий специалист ожидает признания своих качеств со стороны коллег и начальства. Он научился взаимодействовать и с сотрудниками и с подчиненными, расставляя акценты и устанавливая дистанции. Пожилые люди научены взаимодействию с детьми и внуками, больные – с друзьями и родителями, талантливые – с критиками и поклонниками.
Социальные контакты играют важную роль в формировании и становлении личности. Известно, что младенцы, лишенные в течении длительного времени физического и эмоционального контакта с людьми, деградируют и в конце концов погибают. Отсутствие эмоциональных связей или их неудовлетворительность может быть причиной возникновения акцентуаций у подростков или несостоятельности у взрослого человека. «Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей – «признание» – имеют большое значение в жизни человека…» (Э. Берн). Цель социальных контактов – получение положительных эмоций или удовлетворение необходимых потребностей. Ребенок получает удовольствие от полученной пятерки и похвалы родителей, другой – от признания даже своих отрицательных качеств сверстниками и друзьями.
Кто-то наслаждается торжественной тирадой в свою честь, кому-то приятнее просто улыбка любимого человека. Один теплится славой и признанием, другой – имея многое, стремится к одиночеству. Несомненно одно: в процессе физического и эмоционального общения, взаимодействия, при всем многообразии его форм и результатов, человек получает что-то очень важное, чувствуя себя нужным, оцененным, востребованным и любимым.
Разные по степени выраженности и предпочтительности с точки зрения общества, эти контакты могут быть одинаковы по значимости или оказанному действию на индивидуума. И голос мамы в темноте, и заработная плата, и уважение детей, и преодоление трудностей являются очень важными моментами в жизни человека. Они подтверждают, что наши качества, наши поступки и эмоции замечены, одобрены и признаны. Эти маленькие события и реакции общества объясняют и оправдывают наше существование, подтверждают нашу нужность и востребованность, слагают нам цену.
Результаты тестирования
По результатам тестирования, которое я проводила на предприятии МУП «Ульяновскводоканал» я выявила, что:
По тесту № 1 (на надежность в качестве делового партнера)
Респонденты, которые принимали участие, набрали 26 и более баллов, то есть это люди, для которых главная деталь автомобиля – запасное колесо. Для них не существует непредви ...
Приложения
Приложение 1
Анализ социометрического исследования до проведения тренинга «Общения» с группой «А»
9 «А»
Лидер – 10 человек
Отвергнутые – 7 человек
9 «Б»
Лидер – 5 человек
Отвергнутые – 8 человек
ВСЕГО по двум 9-м классам
Лидеров – 15 человек
Отвергнутых – 15 человек
Анализ социометрического исследования после проведения трени ...
Анализ полученных результатов
наше исследование проводилась на протяжении трех лет, в период с 2002-2003 по 2004-2005 учебный год. объектом исследования выступала выборка студентов в количестве 14 человек в возрасте от 20 до 24 лет, описание которой приведено выше. С целью расширения диапазона выявляемых трудностей, в ходе исследования все испытуемые были разделены ...