Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Возрастные закономерности психологического развития личности.

Возрастные закономерности психологического развития личности.
Страница 3

Дезадаптация бывает:

§ патологической — когда дезадаптация приводит к необратимой трансформации (изменению, перерождению, распаду) психических и физиологических функции, поведения, к глубокому конфликту личности со средой и с самим собой и даже к аутоагрессии. Чаще всего это происходит по причине психических расстройств личности, а также в результате длительного, непереносимого стресса, сильного травмирующего воздействия и т. д.;

§ непатологической — это дезадаптация, смысловое содержание которой отличается тем, что человек не может принять ситуацию, испытывает чувство субъективной непереносимости существующей ситуации.

Многочисленные примеры такой дезадаптации предоставляют кризисы трехлетнего и подросткового возраста, когда ребенок сопротивляется требованиям взрослого, считая их неприемлемыми для себя, непереносимыми. Однако чем упорнее взрослый не желает замечать перемен в ребенке и изменять систему отношений с ним, тем вероятнее, что закономерные и временные нарушения поведения ребенка перерастут в устойчивые формы дезадаптации. Обозначая нарушение процесса взаимодействия человека с окружающей средой, дезадаптация, следовательно, представляет собой двусторонний процесс. В целом выделяют две группы факторов дезадаптации личности — средовые и интрапсихические, связанные с особенностями психики человека, чаще всего с акцентуированными чертами его характера.

В каждом случае дезадаптация представляет собой совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социально-психологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации. Усвоение ребенком этих требований или овладение новой ситуацией в целом по ряду причин затруднено, или, что тоже встречается, невозможно. Внешними признаками социальной дезадаптации выступают «плохое» (девиантное) поведение, режимные нарушения, слабое усвоение новых социальных норм. Эти признаки могут встречаться как в совокупности, так и по отдельности. Часто наличие одного из этих признаков влечет за собой наличие других.

Например, нарушения поведения, в основе которых могут лежать различные причины, порождают психологический дискомфорт у ребенка, нарушая привычные взаимоотношения с взрослым. Это побуждает его к поиску средств компенсации, а так как выбор этих средств у детей часто ограничен, то в результате такой поиск приводит к еще более серьезным нарушениям (например, развивается привычка бравировать, скрывая свое неблагополучие) и проступкам и, соответственно, к дальнейшему ухудшению отношений.

В качестве наиболее характерных для дезадаптации симптомов С. А. Беличева называет:

♦ агрессию по отношению к людям, вещам;

♦ чрезмерную подвижность;

♦ чувство собственной неполноценности;

♦ постоянные фантазии;

♦ упрямство;

♦ неадекватные страхи;

♦ сверхчувствительность;

♦ неспособность сосредоточиться на работе;

♦ неуверенность в принятии решения;

♦ частые эмоциональные расстройства;

♦ лживость;

♦ достижения, не соответствующие нормам хронологического возраста;

♦ неадекватную, чрезмерно завышенную самооценку;

♦ говорение с самим собой и т. д. [3?].

Основу дезадаптации, как уже отмечалось выше, составляет эмоциональное напряжение, которое испытывает ребенок в силу несоответствия его возможностей и уровня развития адаптационных механизмов требованиям жизненной ситуации. Однако необходимо отметить, что диагностическая ценность указанных признаков повышается с возрастом: чем старше ребенок, тем в большей степени наличие данных особенностей поведения свидетельствует именно о дезадаптации, а не просто о трудно­стях роста, которые часто бывают преходящими, временными.

М. Раттер предлагает следующие критерии оценки тяжести дезадаптивных расстройств у детей.

Нормативы, соответствующие возрастным особенностям и половой принадлежности ребенка. Ряд особенностей поведения является нормальным только для детей определенного возраста.

Длительность сохранения расстройства. У детей довольно часто отмечаются различные страхи, припадки, другие расстройства. Однако случаи длительного сохранения этих состояний редки и поэтому должны вызывать тревогу у взрослых.

Страницы: 1 2 3 4


"Путаница"
Ребенку предлагаются рисунки, содержащие несколько наложенных одно на другое контурных изображений разных предметов, животных и др. Необходимо как можно быстрее отыскать все замаскированные изображения. Очень хорошо упражнять детей в закреплении геометрических фигур в следующей последовательности: 1. Найди в комнате предметы, имеющие ...

Словарь основных понятий по курсу «Методологические основы психологии» [8]
Аналитическая психология - система взглядов швейцарского психолога К.Г.Юнга, в которой как и в концепции психоанализа Фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако наряду с его личной формой существования выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление, а в концепции бессознательного особое мест ...

Программа С.А. Козловой «Я - человек»
Программа «Я - человек». Приобщение ребенка к социальному миру. Цель программы дать педагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представление об окружающем мире, о себе как о представителе человеческого рода; о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях. В идеале автор ставит з ...