Формы мышления
Результаты процесса мышления существуют в форме суждений, умозаключений и понятий.[12]
Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений.[13] Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» - конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.[14]
Суждение - есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.[15] Суждения могут быть разных видов, что отображено на рис. 2.
Рис. 2. Виды суждений
Примеры суждений:
· истинное: «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»;
· ложное: «Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе»;
· общее: «Все студенты сдают экзамены»;
· частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»;
· единичное: «Студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории».
Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления - умозаключение .
Умозаключение - такая связь между понятиями или суждениями, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение.
Примером умозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 3).
Рис. 3. Структура простого силлогизма[16]
В логике давно известно о существовании трех видов умозаключения: 1) дедукция, то есть умозаключение о частном положении (Сократ смертен) на основании общего положения (все люди смертны); 2) индукция - умозаключение общего положения из частного, обобщение частного случая (например, различные тела расширяются под влиянием тепла; следовательно, тепло расширяет любое тело) и наконец, 3) аналогия - из одного частного случая выводится суждение о другом, похожем частном случае (например, на Земле есть атмосфера и здесь живут люди. На Марсе тоже есть атмосфера. Следовательно, там также должны жить люди).[17]
Агрессия: рабочее определение
Как ни заманчиво сразу же приступить к обсуждению этих и других весьма интересных тем, для нас все же важно остановиться прежде на двух вопросах. Во-первых, нам необходимо четко сформулировать рабочее определение агрессии. Только таким образом мы сможем избежать возможных ловушек при обсуждении феноменов, точное значение которых пока не ...
Теоретические подходы к проблеме изучения социально-психологической
адаптации детей с синдромом Дауна в семье. Причины и
особенность заболевания в отечественной и зарубежной литературе
Синдром Дауна - врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями. Это одна из наиболее распространенных форм умственной отсталости; ею страдает примерно 10% больных, поступающих в психиатрические лечебницы.
На основе достижений последних десятилетий в области ...
Организация и методы исследования
Проводилось исследование особенностей влияния тренинга общения на социальный статус личности школьника с целью изучения возможности применения тренинга общения как формы оказания психологической помощи.
В процессе проведения исследования была сформулирована гипотеза: необходимо оказывать психологическую помощь школьникам для повышения ...