Psfine

Позитивная психология

Мышление и речь » Функции, компоненты, свойства речи

Функции, компоненты, свойства речи

Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций:

· сообщение - обмен мыслями и информацией между людьми;

· выражение - человек высказывает своё отношение к чему-либо (при этом речь часто имеет эмоциональную окраску);

· обозначение - способность давать название предметам и явлениям;

· воздействие - с помощью речи человек может побудить другого человека или группу лиц к определённым действиям или сформировать точку зрения (это происходит в форме приказа).

Выделяют следующие компоненты (стороны) речи:

· содержательная - передача определенной информации посредством словесных значений;

· эмоциональная - отношение к передаваемой информации в виде вербальных и невербальных символов;

· контекстная - наличие в речи явного или скрытого смыслового контекста, которое зависит от конкретной ситуации и часто отражает интересы или потребности собеседников.

Свойства речи - близкое, но несколько другое понятие. К ним относятся:

· содержательность речи - определяется удельной насыщенностью

ее мыслями, понятиями и суждениями или чувствами;

· понятность речи - выражается в использовании небольших, синтаксически простых предложений и терминов, понятных слушателям;

· выразительность речи - определяется ее эмоциональной окраской и ее невербальным сопровождением.[24]


Развитие психодиагностики с 1930-го и в наши дни
В 1930-е годы появилось много новых тестов. Большинство из них были разработаны в Соединенных Штатах. Так, в 1936 году по числу посвященных им публикаций лидировали следующие пять тестов: Стэнфорд-Бине - 141, тест Роршаха - 68 публикаций. Последующие места заняли Личностный опросник Бернрейтера, Измерители музыкального таланта Сишора и ...

Экспериментальное исследование внимания детей с задержкой психического развития. Цели, задачи и организация констатирующего эксперимента
При теоретическом рассмотрении особенностей внимания было определенно, что у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное. Все новое неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание детей безо всяких усилий с их стороны. Детям трудно сосре ...

Законы памяти
Законами памяти называются общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека. Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком. Если речь идет о законе забывания материала, т ...