Системный анализ определений и психологических
теорий любвиСтраница 4
Итак, в психологии существуют различные подходы к осмыслению феномена "любви". Каждый подход имеет свои сильные и слабые стороны. Психодинамические теории любви в историческом плане впервые сделали любовь предметом психологического анализа, осветили влияние переживаний детства и родителей на формирование способности любить и быть любимым, выделили бессознательный компонент любви и отметили роль бессознательного в любовных отношениях, разработали методы терапии в области психологии любви. Ограниченность этого подхода связана с опорой в построении теории в основном на клинический материал, с переоценкой роли бессознательного и детства в развитии любовных отношений. Гештальт-теории любви преимущественно ориентированы на решение проблем клиента в сфере партнерских отношений, и не имеют развернутой теоретической модели любви. Основные теоретические положения гештальт-психологии просто переносятся в область психологии любви.
Когнитивные теории хорошо объясняют феномены изменения восприятия мира, себя и партнера влюбленным человеком, описывают влияние когнитивных стилей на формирование близких отношений. Однако эти теории, переоценивая когнитивную сферу личности, недооценивают эмоционально-волевую и дают в силу этого односторонний анализ природы любви. Бихевиористский и необихевиористский подход игнорирует субъект - субъектную природу близких отношений, не учитывает влияние социального контекста; модели любви, разработанные в рамках этого подхода, соответствуют американской культуре и рыночным отношениям, в которых ведется счет вознаграждениям и издержкам, и не могут быть распространены на другие типы культур. Гуманистические теории любви, несмотря на всю их привлекательность (ориентированы на человека, верят в его возможности), носят чисто гипотетический, философско-описательный характер. Это скорее авторский взгляд на проблему, чем научная работа.
Плюсом биологизаторских теорий является их ориентация на поиск объективно существующей, материальной основы любви, рассмотрение феномена "любви" в контексте эволюции человечества. Очевидными недостатками этих теорий является отрицание собственно психологического аспекта любви, рассмотрение ее как эпифеномена, надстроенного над физиологическими процессами. Зарубежные социально-психологические теории любви, акцентируя внимание на типах и стадиях любви, во многом остаются чисто формальными и непроверенными экспериментально. Проведенные социально-психологические исследования направлены на изучение отдельных аспектов любви и не способны дать целостного понимания этого феномена. Отечественные теории любви не основаны на экспериментальных данных, гипотетичны. Теория Л.Я. Гозмана, включающая ряд социально-психологических исследований, не дает нового понимания самого феномена любви (принимая определение двухфакторной теории эмоций), а лишь вписывает любовь как аттракцию в социальный контекст.
Категория "любовь" по-разному соотносится с ядром теоретических представлений рассматриваемых психологических школ. Так, в классическом психоанализе [375] либидо, как основная энергия Ид, является основой активности человека. Эрос и Танатос - два основных принципа организации психического мира человека. Любовь и ее корреляты выступают в рамках данной теории как объяснительный принцип, как аксиома, на которую ссылаются (потому что есть либидо, Эрос, реализуется определенное поведение). Сама любовь и стоящие за ней феномены теоретического объяснения не получают, но являются ядром концепции классического психоанализа. В более поздних вариантах психоанализа "любовь" перестает быть главным объяснительным принципом, но остается ведущей категорией анализа: выясняется ее коллективно-бессознательное начало (К.Г. Юнг [424]), невротические механизмы (К. Хорни [389, 390, 391]), роль в возрастном развитии человека (Э. Эриксон [423, 394]), в его социализации и адаптации к обществу (А. Адлер [4]).
Тесно связана с ядром теоретических представлений "любовь" и в гуманистических теориях. Гуманистические психологи [246, 305, 394] постулируют отличие человека от животных в силу имеющихся у людей высших потребностей. Человек в своем стремлении к самоактуализации и самореализации ориентируется на высшие сугубо человеческие ценности. В этом смысле сам факт существования любви является подтверждением гуманистических концепций. Естественно, любовь при этом анализируется как высшее чувство, проявление личности, направленность на уникальную личность другого человека. А. Маслоу отмечает существование также дефицитарной любви, но такая любовь является результатом патологии, а не нормой для человека.
В когнитивной, бихевиоральной психологии, гештальт-психологии любовь мало связана с теоретическим ядром концепции. На нее автоматически переносятся общие объяснительные схемы и принципы (категоризация жизненного мира, обусловленность реакции внешним раздражителем, реализация потребностей в контакте со средой). В отечественной психологии "любовь" также оказывается на периферии теоретических дискуссий. В советский период феноменология любви косвенно анализировалась в рамках социальной и медицинской психологии (принцип двойной детерминации психики соблюдался строго). Все, что не изучалось научными методами, традиционно относилось в этот период к сфере философии, поэтому работ по философии любви в советский период больше, чем по психологии.
Психолого-педагогические проблемы социальных сирот.
Социализация, воспитание, проживание детей-сирот в современной России происходит в условиях государственной системы призрения, которая основана на принципах сепарации от общества. Исторически такая система социализации восходит к педагогическим проектам эпохи Просвещения, когда считалось, что через систему интернатного воспитания можно ...
Развитие мозговых структур внимания
В соответствии с общими представлениями о структуре высших психических функций, все высшие психические функции произвольны по способу своего осуществления. Их произвольная регуляция достигается непосредственно при участии внимания.
Произвольность высших психических функций (или сложных форм психической деятельности) означает возможност ...
Реакция горя
Примером клинической динамики адаптивного расстройства может служить реакция горя, последовавшая за смертью значимого человека. По данным статистики после смерти человека резко возрастает заболеваемость и смертность среди его близких родственников (от 40% и выше). Реакция на это событие возможна либо в виде неосложненной реакции горя ли ...