Psfine

Позитивная психология

Материалы » Возрастная динамика смысла любви » Методические подходы к исследованию феномена "любви". Типы исследований любви в психологии

Методические подходы к исследованию феномена "любви". Типы исследований любви в психологии
Страница 3

Сопоставление результатов интервью с проективными тестовыми методиками реализовано в исследовании любви Семрягиной О.С. [332]. Она сопоставила цветовые ассоциации к понятию любовь и ответы на вопрос интервью: "Был ли в Вашей жизни человек противоположного пола, к которому Вы испытывали чувство любви? ". Неудовлетворенная потребность в любви проявлялась в переоценке, идеализации этого чувства. В данных цветового теста отношений это выражалось в следующем: мужчины и женщины, не испытавшие в жизни чувства любви (о чем свидетельствуют их ответы на вопрос интервью), ассоциировали данное понятие с красным цветом, попадавшим в раскладке по предпочтениям не далее второй позиции. Особенно ярко это видно в оценках женщин из проблемных семей. Отклонение большего числа цветовых ассоциаций мужчин и женщин от культурных стереотипов (ассоциации понятия "любовь" с зеленым, синим, фиолетовым, коричневым, серым и даже черным цветом) свидетельствуют об отражении в них богатого личного опыта переживания этого чувства.

Использование культурно-исторического анализа любви, основанного на контент - анализе литературных, исторических источников, археологических, этнографических данных, анализе языка, широко применяется в работах о любви и сексе М. Фуко [379] и В.М. Розина [307,308,309,310,311,312,313,314]. Данные исследования отражают динамику представлений о любви, соотнося ее с культурными, социальными, экономическими условиями определенной эпохи.

Вторую группу исследований любви образуют исследования, рассматривающие любовь наряду с другими психологическими категориями. Основу этой группы составляют исследования ценностных ориентаций населения. Наиболее часто используемой методикой при этом является методика исследования ценностных ориентаций М. Рокича. По данным Ч.А. Шакеева (1996), Е.Ф. Рыбалко и Н.Г. Крогиуса (1998), А.А. Реана (1999), А.И. Пенькова (2000), любовь занимает средние места в структуре терминальных ценностей современной молодежи [151, c.162]. На первые места при этом попали такие ценности, как материальное положение, здоровье, настоящая дружба, семейная жизнь. Кроме того, для юношей ведущей ценностью является "свобода действий и поведения", для девушек – "уверенность в себе". Наименее значимыми оказались такие ценности, как чувство долга, чистая совесть, развитие своих способностей, креативность. По данным Т.В. Андреевой (1998), любовь занимает четвертое место в ценностях мужчин и шестое – в женских ценностях [151, c.162].

Роль возраста и жизненного опыта показана в работе А.А. Игнатьевой (2001). Так, если у юношей на первом месте среди терминальных ценностей стоит здоровье, затем в равной степени интересная работа, друзья и любовь, а также свобода, то у взрослых мужчин на первом месте стоит общественное признание, затем здоровье [151, c.163]. Если у девушек первое место занимает любовь, затем друзья, материально обеспеченная жизнь, здоровье, счастливая семейная жизнь, интересная работа и свобода, то у женщин первое место занимает материально обеспеченная жизнь, затем свобода и здоровье.

М.С. Яницкий в своей работе "Ценностные ориентации личности как динамическая система" [430] выделил типы индивидуальной иерархии ценностных ориентаций и соотнес их с личностными особенностями студентов, вошедших в эти группы. Методом кластерного анализа испытуемые были разделены на три типа. Рассмотрим лишь особенности третьего типа, в который вошли люди, наиболее значимыми ценностями которых являются ценности развития, творчества, свободы, любви и дружбы. К числу отвергаемых ими ценностей относятся материально обеспеченная жизнь, общественное признание и развлечения. В групповой иерархии инструментальных ценностей доминирует ответственность [430, c.107]. По тесту смысложизненных ориентаций испытуемые этой группы демонстрировали более высокие, по сравнению с двумя другими типами, показатели различных аспектов осмысленности жизни, при этом они в большей степени склонны жить настоящим, воспринимать процесс своей жизни, как наполненный смыслом, интересный и эмоционально насыщенный. По результатам самоактуализационного теста Л.Я. Гозмана, М.В. Кроза, М.В. Латинской ценностные ориентации студентов третьего типа в наибольшей степени соответствуют ценностям, присущим самоактуализирующейся личности. В отличие от остальных, им свойственна естественность, раскованность, способность спонтанно и непосредственно выражать свои чувства, положительное представление о людях в целом, а также стремление к приобретению знаний и творческая активность [430, c.109]. По тесту уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина, Е.А. Голицыной и А.М. Эткинда третий тип в целом характеризовался наибольшим принятием на себя ответственности за собственные достижения и неудачи, деловые и межличностные отношения [430, c.109]. По тесту Р. Кеттела этому типу свойственна опора на собственные ценности, независимость суждений, низкая конформность, некоторая отчужденность. Ориентация на свой внутренний мир, высокий творческий потенциал и развитое воображение [430, c.112]. Таким образом, третий тип с высокой значимостью ценностей развития, творчества, любви, свободы был определен М.С. Яницким как "самоактуализирующийся".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Функции, компоненты, свойства речи
Человеческая речь выполняет в процессе общения несколько функций: · сообщение - обмен мыслями и информацией между людьми; · выражение - человек высказывает своё отношение к чему-либо (при этом речь часто имеет эмоциональную окраску); · обозначение - способность давать название предметам и явлениям; · воздействие - с помощью речи чел ...

Программа Е.Н.Лебеденко «Развитие самосознания и индивидуальности»
Программа, «Какой Я?». Развитие самосознания и индивидуальности. Цель программы направлена на развитие самосознания и индивидуальности, эмоциональной сферы и индивидуальных способностей, коммуникативных навыков и социальной активности. Автор предлагает программу, которая предназначена для проведения групповых и индивидуальных занятий с ...

Развитие
Развитие памяти начинается в первые месяцы жизни ребенка и проявляется в условных рефлексах (прекращение плача, когда в комнату входит мама). К полугоду ребенок начинает узнавать предметы. Затем увеличивается и круг узнаваемых предметов, и длительность сохранения образов памяти. Значительно позже появляется воспроизведение. Развитие пам ...