Psfine

Позитивная психология

Заключение
Страница 1

-Жизнь,

кто разжег тебя в мире ответь?

-Кто, как не ты, Любовь!

-Кто разжигать тебя будет и впредь?

-Кто, как не ты, Любовь!

Р. Гамзатов

В ходе исследования был дан теоретический анализ феномена "любви", проведено экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви. На теоретическом уровне системный анализ различных подходов к пониманию эмоциональных явлений позволили выделить основные функции эмоциональных явлений: оценка, побуждение, регуляция деятельности, координация процессов в организме, влияние на сохранение опыта, предвосхищение событий, целостное отражение, мобилизация-демобилизация организма, экспрессия, коммуникация, постановка задачи на смысл, компенсация. Выделение различных подклассов эмоциональных явлений позволило определить особенности чувств как системы, в которую входит любовь, и конкретизировать для них функции эмоциональных явлений. Рабочим для данного исследования определением любви являлось следующее: любовь - это чувство по отношению к объекту, который имеет устойчивое положительное значение для удовлетворения базовых потребностей индивида. Детерминация смысла любви базовыми потребностями человека позволяло сделать основой дальнейшего теоретического анализа феномена "любви" именно структуру потребностной сферы человека (опора на классификацию В.А. Иванникова [146]).

Анализ определений любви, представленных в толковых, энциклопедических, философский, психологических словарях, показал, что фактически различные виды любви выделяются авторами по уровням потребностей, в них доминирующих. Так, половая любовь связывается с сексуальными потребностями, влечением, потребностью продолжения рода, т.е. потребностями вида и природного субъекта по классификации В.А. Иванникова. Братская любовь, основанная на общности образа жизни, ассоциируется с потребностями в принадлежности к этносу (уровень социального культурного субъекта). Альтруистическая любовь проявляется в бескорыстии, самопожертвовании, то есть в активности личности и соотносится с нравственными потребностями человека (социальный нравственный субъект). В тех определениях, где различные виды любви не представлены, доминирует интерпретация любви в рамках потребностей одного уровня. Обзор психологических теорий любви показал, что категория "любовь" входит в ядро теоретических представлений в психоаналитическом и гуманистическом подходе: в них от понимания любви зависит понимание других психологических категорий. В остальных психологических школах на любовь переносятся общие объяснительные принципы и схемы теории.

Интересной оказалась эволюция связи в психологических концепциях любви с уровнями потребностной сферы человека. Первые психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма - соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта. Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. Наконец, в гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека).

Культурно-исторический анализ позволил выделить три переломных момента в осмыслении человечеством феномена "любви", удивительно напоминающие динамику развития представлений о любви в психологии:

Страницы: 1 2 3


Этапы становления психодиагностики
Психологическая диагностика выделилась из психологии и начала складываться на рубеже XX веке под воздействием требований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии. Первым ее источником стала экспериментальная психология , поскольку экспериментальный метод лежит в основе психодиагностич ...

Агрессия затрагивает живые существа
Согласно нашему определению, только те действия, которые причиняют вред или ущерб живым существам [1], могут рассматриваться как агрессивные по своей природе. При всей очевидности того, что люди часто теряют контроль над собой, что-то разбивают или наносят удары по различным неодушевленным предметам, например, по мебели, посуде, стенам ...

Виды речи
Существуют различные виды речи, которые последовательно разви- вались в процессе филогенеза (рис. 5). Рис. 5. Виды речи Особенности диалога проявляются в следующем: · автономности (состоит из вопросов, ответов и реплик, которые сами поддерживают разговор); · эмоциональном контакте (без него диалог быстро заканчивается или превр ...