Возможно ли творчество в обучении?Страница 1
Многие студенты весьма критически относятся к идее творчества в обучении. Они не видят в своей деятельности места для творчества, поскольку творческое мышление ассоциируется только с великими учеными и великими открытиями. Однако даже переработка учебного материала, решение учебных задач могут иметь творческий характер и приводить к индивидуальным открытиям, закладывающим базу для будущего.
Кроме того, результатом обучения должна быть не только сумма знаний, но и культура мышления. Использование возможностей своего мышления, развитие его — это поистине творческий процесс.
Очень важно приобрести эту "привычку творчества", почувствовать "вкус творчества" в процессе обучения. Помните: студент, привыкший к формальному оперированию предлагаемой информацией, не вырастет в творчески работающего специалиста, и наоборот — привыкший творчески относиться к любому заданию не сможет формально выполнять и свою профессиональную деятельность
О творчестве в науке, в искусстве написано немало. "Творческое мышление — это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения задачи" [19, с. 149]. Творческое решение задачи предполагает новый взгляд на ситуацию, попытку рассмотреть ее с новой стороны. Исходя из этого мы говорим не только о творчестве великих ученых, писателей, художников, но и о творчестве каждого человека при решении самых разных задач.
Вспомним забавную загадку, которую преподносит нам Айзенк [20]: "На двадцатом этаже небоскреба живет карлик. Каждое утро он выходит из своей комнаты и на лифте спускается вниз. И каждый вечер он возвращается обратно. При этом он доезжает на лифте до десятого этажа, выходит и дальше идет пешком. Требуется пояснить поведение карлика". Традиционными гипотезами, объясняющими ситуацию, являются следующие: "Он тренируется", "Заходит к приятелю, который живет на десятом этаже". Вообще говоря, нельзя считать данные гипотезы неверными. Они очень вероятны и могут найти подтверждение в действительности. Другое дело, что они слишком стандартны, стереотипны, т. е. возникали по аналогии с обычно наблюдаемыми в жизни ситуациями.
Нешаблонный, новый взгляд на эту ситуацию — это учет возможностей карлика: его маленький рост позволяет дотянуться лишь до кнопки 10-го этажа. Как видим, само условие задачи уже содержит в себе решение, но чтобы его увидеть, надо преодолеть стереотипы привычных рассуждений, привычных аналогий.
Что мешает человеку мыслить творчески? Это, прежде всего, страх. Страх показаться смешным, не очень умным.
Г. Линдсей, К. С. Халл и Р. Ф. Томпсон [19, с. 152] говорят о четырех основных препятствиях на пути к творческому мышлению:
"1. Конформизм — желание быть похожим на другого, быть как все. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения не находят понимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.
2. Цензура, в особенности внутренняя. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы.
3. Ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закрепить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.
4. Желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непродуманных, неадекватных решений".
Для творческого процесса важно умение превращать привычное в непривычное, увидеть в новой проблеме (ситуации) знакомое. Важен свежий взгляд на то, что стало привычным, уже примелькалось.
Люди "получают наследство" из штампов, шаблонных фраз, стереотипных способов понимания, придающих окружающей действительности удобную, привычную форму, но от этого "наследства" нужно уметь отказываться.
Почему люди образуют группы
Потребность в безопасности.
Объединяясь в группы, индивид может уменьшить чувства опасности и тревоги, которые испытывает одинокий человек. В группе он чувствует себя сильнее, испытывает меньше сомнений и в большей степени способен противостоять внешним угрозам.
Потребность в самоуважении.
Принадлежность к престижной, преуспевающей и ...
Правила проведения деловой беседы
1. Двойной интерес. Каждый собеседник преследует двойной интерес:
а) относительно существа дела, обсуждаемого в беседе,
б) относительно своего взаимодействия с партнером. Иными словами, общаясь, люди думают не только о том, что обсуждается, но и о том, как будут строиться и развиваться их дальнейшие отношения. Сохранение хороших (конс ...
Съедобное - несъедобное
Цель: формирование внимания, знакомство со свойствами предметов.
Оборудование: мяч, мел.
Описание. В зависимости от названного предмета съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
Инструкция: "Сейчас мы поиграем. Я буду называть предметы (например, яблоко, стул и т.д.). Если названный пре ...