"Перепутанные линии"
Это задание также ориентировано на развитие концентрации внимания у детей.
Для его проведения необходимы карточки размером 12х7, на которых нарисованы перепутанные линии одного цвета.
Игра проводится с детьми 6—17 лет.
Время выполнения: 3—5 мин. ежедневно в течение 3—4 недель.
Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребенок получает карточку.
Инструкция к заданию такова: "Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с нанесенными на них шкалами. Около каждой черточки стоит цифра. Эти цифры соединены перепутанными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку ("пройти" по ней), ведущую от одной цифры к другой; от единицы к единице, от двойки к двойке и т.д. Все понятно?"
По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями и соединяющими разные цифры; единицу с тройкой, двойку с семеркой и т.д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.
Норма выполнения: за 3 мин. нужно определить все 10 пар разных цифр, соединенных линиями.
Общими правилами проведения игры являются:
1. Доброжелательная атмосфера занятия. После окончания времени, отведенного на проведение игры, можно поговорить о том, кто сколько раз "сбился с дороги", "перешел не на ту тропинку".
2. Детям 6—7 лет предлагается пройти только по 3 любым дорожкам в течение 5 мин. Если дети справляются с заданием, то можно предложить "пробежаться" по такому количеству дорожек, по какому успеется за 5 мин. Ребятам 8—10 лет предлагается "пройти" за 5 мин. 5—7 дорожек или сколько успеется; 11—17 лет — все 10 дорожек за 5 мин.
3. Карточки с более сложными линиями предлагаются после того, как все 10 пар цифр устанавливаются за 3 мин.
Обычно через 1,5—2 недели ежедневных занятий дети сами замечают, что им легче включаться в какую-либо интеллектуальную деятельность. Наступившее улучшение не означает, что упражнение надо прекратить, а концентрация внимания стала устойчивой. Занятия необходимо ежедневно повторять еще такой же период: 1,5—2 недели. Затем в течение еще 3 недель проводить 2 занятия в неделю.
Контроль эмоциональной сферы
Когда человек “обуреваем” эмоциями и захвачен конфликтом, ему трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справится с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих об ...
Характеристика социально-психологического воздействия
Многие научные разработки ориентированы на системный, «синтетический» охват психических явлений психологического воздействия. Достаточно упомянуть работы в области экологической психологии, психологии поведенческих и социальных влияний (Р.Брекер,1963,1973; Дж. Гибсон, 1988; А. Мерибиан, 1974, и др.). Эмпирическим аналогом системного под ...
Сущностный анализ понятия "внимание"
Внимание всегда есть сосредоточенность на чем - либо. В выделении одного объекта из массы других проявляется так называемая избирательность внимания: интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе не является особым познавательным процессом. Оно присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлен ...