Эмпирические исследования проблемы формирования произвольного внимания у детей младшего школьного возраста
Методы оценок внимания
Внимание - один из главных психологических процессов, от характеристики которого зависит оценка познавательной готовности ребенка к обучению в школе. Многие проблемы, возникающие в учении, особенно в начальный его период, непосредственно связаны с недостатками в развитии внимания.
Под устойчивостью внимания понимается его способность сохраняться на одном и том же достаточно высоком уровне в течение длительного периода времени. Распределение внимания понимается как такая его характеристика, которая позволяет одновременно держать в сфере внимания много разных объектов и воспринимать их с примерно одинаковым вниманием. Та же характеристика внимания относится к способности удерживать в сфере внимания большое пространство или значительную часть площади некоторого объекта. Переключение внимания рассматривается как такое его свойство, которое позволяет человеку переключать внимание с одного объекта на другой, отвлекаться от первого и сосредотачиваться на втором. Объем внимания - это количество объектов, которые могут одновременно находиться в сфере внимания человека.
2.2.1 Методика "Корректурная проба"
Корректурное задание является одним из наиболее распространенных приемов диагностики различных свойств внимания: устойчивости, распределения, переключения. Эта методика позволяет проследить динамику работоспособности и утомляемости.
Корректурная проба встречается в разных вариантах: это могут быть буквенные или цифровые матрицы, бланки с рядами простых геометрических фигур и пр. Корректурная проба, как и большинство тестов на внимание, является тестом скорости. Суть любого корректурного задания состоит в том, что испытуемому предлагается, последовательно просматривая каждую строчку матрицы, как можно быстрее находить и вычеркивать разными способами какие-либо заранее установленные элементы.
Корректурная проба Бурдона
Данный корректурный тест был предложен французским психологом Б. Бурдоном в 1895 г.
При выполнении задания испытуемому дается бланк с рядами расположенных в случайном порядке букв и предлагается за определенный отрезок времени просмотреть в каждой строчке все знаки, зачеркивая предложенными способами те, которые предварительно указаны экспериментатором.
Цель исследования: определить степень устойчивости и переключаемости внимания, изучить динамику работоспособности.
Материал и оборудование: бланк корректурной пробы, карандаш (или ручка), секундомер.
Процедура исследования
Корректурная таблица Б. Бурдона содержит 30 строк по 30 букв в каждой. В бланке восемь наименований букв:
А, В, Е, И, К, Н, С, X.
Испытуемый, просматривая корректурную таблицу строчку за строчкой, должен в течение 5 мин. как можно быстрее разными способами зачеркивать буквы "С" и "К", а букву "А" обводить кружком, например \С А К. Для того, чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, экспериментатор по истечении минуты произносит слово "черта". При этом испытуемый должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствовал момент произнесения экспериментатором слова "черта", и продолжать работу дальше. Конец каждой серии также отмечается вертикальной чертой.
Инструкция испытуемому:
"Просматривая слева направо каждую строчку корректурной таблицы, вычеркивайте буквы "С" и "К" и обводите букву "А" следующими способами: \С А К.
После того как экспериментатор произнесет слово "черта", на строчке поставьте вертикальную черту и продолжайте работу".
Проверка правильности выполнения задания осуществляется по заранее изготовленному "ключу". "Ключ"— это бланк корректурного задания, на котором все подлежащие вычеркиванию буквы обведены ярким цветным карандашом, а в конце каждой строчки проставлена цифра, обозначающая число таких букв в данной строке. "Ключ" должен быть тщательно выверен. С помощью него проверяется правильность работы следующим образом: "ключ" и бланк кладут рядом и, передвигая линейку, сравнивают строчку за строчкой.
Раскройте понятие об ощущениях. Дайте характеристику его особенностей
О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Ощущение-это простейший психический процесс, состоящий в отражен ...
Профессиональное обучение
На протяжении столетия профессиональная ориентация и профессиональное обучение шли рука об руку, ориентируясь, прежде всего на лиц подросткового возраста, исходя из посылки «обучение и профессия — на всю жизнь». Изменение государственного устройства России и Украины, структурные изменения в экономике, появление института безработных в н ...
Индивидуальный стиль мышления (об аналитиках и синтетиках)
Основными мыслительными операциями являются анализ и синтез.
Анализ
— это разложение, разбиение целостного объекта, целостной картины на отдельные части, куски. Вспомните, как маленькие дети, играя с красивыми игрушками, пытаются узнать, что у них внутри, из чего они состоят. Достигают своей цели они зачастую разламыванием игрушки. Та ...