Способы восприятия мира
Модальность – сенсорный канал, через который поступает информация (зрение, слух, осязание и т.д.).
Репрезентативная система – система, кодирующая в нашем сознании сенсорную информацию, поступающую к нам через органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния.
Субмодальность – детальная характеристика нашей репрезентативной системы (например, яркость зрительного образа).
Каждый из нас по-своему воспринимает окружающее. Один мыслит в зрительных образах, а другой - в звуковых. Это предпочтение может быть очень слабо выражено, или же это может быть значительная степень доминирования (тогда нам трудно понять, как другой может мыслить иначе). Всем мы в большей степени пользуемся зрительными образами, затем идут звуковые, кинестетические; обонятельные и вкусовые образы не столь значимы в повседневности.
Если общаются люди с разными ведущими репрезентативными системами, то возникает проблема понимания. Чел должен быть гибким.
Дискретный канал – с ним не рождаются, он формируется позже (в результате психотравмы). Люди-компьютеры – чел, у которого в результате психотравмы закрылся один из его ведущих каналов (например, наши депутаты).
Типичные предикаты (фразы и обороты):
Визуальный тип |
Аудиальный тип |
Кинестетический тип |
Видеть Наблюдать Ясный Сверкать Сиять Блестеть Мерцать Светиться Цветной Различные цвета Яркий Темный Представлять картинку Видеть проблему Вспыхнуть Следить Мысленно представлять Отражать Тусклый Затуманить Освящать Походить на… Казаться Нарисовать картину Рисунок, фото Вижу, что вы имеете в виду темное место это выглядит… давайте ещё раз взглянем на это отрадно видеть при ближайшем рассмотрении туманное представление пролить некоторый свет |
Хихикать Высказывать мнение Выговариваться Слышать Слушать Звучать Щелкать Настраивать Отключаться Рычать Грохотать Свистеть Ломать Шуршать Хлопать Треск Хруст Громко\тихо Орать Вопить Многословный визжать Интонация Диалог Общение По правде говоря попускать мимо ушей растрезвонить слово за слова скажите мне неслыханный |
Хватать Держать Ласкать Трогать Чувствовать Удобно\неудобно Больно Болезненно Тяжелый Легкий Гладкий Шершавый Теплый Холодный Шелковистый Бархатистый Грубый Чувственный Закупоренный Застрять приблизиться Обернуться идти Бежать Ползти Выпустить Расслабиться Возбудиться сердиться Беситься Гневаться падать Тесный Поддерживать контакт Потерять связь Прорубаться Врубаться устойчивый Погодите секунду холодный человек сердечный человек толстокожий человек уловил идею убийственный аргумент ловко сделано и пальцем не пошевелю ради этого это меня задевает я это печенкой чувствую я свяжусь с вами |
Психологические аспекты подготовки к переговорам
В этой части лекции я буду рассматривать только деловые переговоры, то есть переговоры в узком смысле слова. А таковыми является не любая деловая беседа. Деловые переговоры — это переговоры, в которых обе стороны юридически равноправны (имеют одинаковый статус и объем полномочий). Само собой разумеется, что ни деловая беседа начальника ...
Виды социального окружения
Кроме профессиональных типов личности, Холланд выделил 6 видов окружения, в которых действует личность: реалистическое, исследовательское, артистическое, социальное, предпринимательское и конвенциональное.
В каждом виде окружения доминирует соответствующий тип. Так, в социальном окружении функционирует гораздо больший процент людей С-т ...
Профессиональная деформация личности в сети Интернет
В последние годы Интернет (как и компьютеры вообще) приобретает всё более доминирующий характер, как на количественном, так и в качественном уровне. Количество пользователей Интернет как в мире в целом, так и в каждой стране в отдельности растёт каждый день. Причём, если проследить зависимость от времени, то она носит экспоненциальный в ...