Метод «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений ребенка с окружающими.
Подготовка: Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5 и 5 рядов-квадратов), которая состоит из 13 цветовых и 12 белых квадратов в следующем порядке:
1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
4-й — как второй;
5-й — как первый.
Подготовить цветные фишки красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного, коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов. Каждого — по 3.
Инструкция (дается по ходу выполнения задания):
1. «Выбери цвет, который больше всего нравится, и помести фишку на красном квадрате.
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми близкими (ты их любишь, они любят тебя), и помести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе боль; ты их боишься и т. д.), и помести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
• Не все квадраты могут быть заполнены.
• Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут быть обозначены несколько человек.
• Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.
Протокол
Фамилия, имя ребенка………………………
Возраст……………………………………… .
Отношения |
Выбор цвета |
Имя (кто обозначен) |
Высказывания ребенка |
Результат | |
К себе | |||||
Явно предпочтительные: 1 2 3 4 | |||||
Предпочтительные: 1 2 3 4 | |||||
Антипатии 1 2 3 4 | |||||
Интерпретация данных к методике «Цветовая социометрия»
В таблице (см. Приложение) рассматриваются следующие типы отношений:
1 — отношение ребенка к самому себе, самовосприятие;
2— явно предпочтительные, характеризующиеся согласованностью;
3— предпочтительные, но несколько противоречивые, нестабильные;
4— ребенок испытывает антипатию, конфликтные отношения.
Зависимость переживания состояния одиночества от возрастных особенностей личности
К концу первого месяца жизни у ребенка появляются условные рефлексы и при виде матери он останавливает взгляд, вскидывает руки, двигает ногами и улыбается. Комплекс оживления знаменует собой появление первой социальной потребности – потребность в общении. Развиваясь и познавая мир, младенец ощущает потребность в новых впечатлениях. Прим ...
Сосредоточение на чтении
Сосредоточенность на чтении — это прежде всего отсутствие отвлечений и блуждания мыслей, это поддержание текста в поле активного внимания, это постоянное отражение сознанием содержания текста. Степень сосредоточенности зависит от многого:
— вашей общей способности концентрировать внимание в течение длительного времени на одном объекте ...
Анализ методик
Методика №1
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ УЧАЩЕГОСЯ
Вводные замечания. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведение и деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, на удовлетворенность человека своим трудом. Профессиональ ...