Влияние возраста сына на изменение взаимоотношений с матерьюСтраница 1
Реальная модель современной семьи, по мнению В.Н. Дружинина, предполагает следующее: ответственность за семью несет мать, она же доминирует в семье, и она же более близка с детьми эмоционально. Такая позиция матери, стремящейся все контролировать, особым образом сказывается на ее отношениях с детьми, на развитии и становлении личности ребенка (Варга, 2008; Крюкова, Сапоровская, Куфтяк, 2009). Пассивность жизненной позиции мужчины, и в частности, по отношению к воспитанию детей, во многом усугубляет существующее положение.
Отношения в системе "мать-ребенок" являются элементом детско-родительских отношений, которые определяется как процесс и результат индивидуального избирательного отражения семейных связей, опосредующие внутреннюю и внешнюю активность, а также переживание родителей и детей в их совместной деятельности (Сапоровская, 2008).
В разных психологических направлениях именно мать считается главной фигурой, определяющей развитие и становлении личности ребенка. Наиболее подробно описаны и особым образом понимаются взаимоотношения матери и сына в психоаналитическом направлении, как классическом, так и современном. Тесная связь, существующая между матерью и сыном с его момента рождения, постепенно должна ослабнуть, ребенок с помощью отца отделяется от матери. При нормальном ходе развития отношений процесс сепарации происходит без отклонений (З. Фрейд, Д. Винникотт, К.Г. Юнг, К. Хорни, Р. Скиннер, Э. Фромм, Э. Фурман).
Именно в юношеский период детско-родительские отношения нередко навсегда теряют эмоциональную близость и искренность, так как происходит автономизация от родительской опеки, построение отношений равноправия и взаимного уважения (Райс, 2008). Все это накладывает свой отпечаток на развитие детско-родительских отношений в целом.
Целью нашего исследования является выявление различий во взаимоотношениях матерей и сыновей разного возраста. В исследовании приняли участие члены полных условно благополучных семей. Все испытуемые были сформированы попарно (мать и сын) в три группы в зависимости от возраста сына, а именно, пары с сыном 15-17 лет (1 группа), пары с сыном 19-22 года.
Были использованы методы: методика ПОР (ADOR) - "Подростки о родителях", модификация и адаптация Л.И. Вассермана и др., методика PCRQ (Parent-Child Relationship Questionnaire) - "Опросник родительско-детских отношений" (W. Furman, 2005), адаптированная Н.О. Белоруковой (2007), проективная методика “Письмо о моем сыне/матери" - вариант методики Д. Сакса “Неоконченные предложения" и интервью для матерей и сыновей, разработанное автором работы. Обработка результатов проективного блока проходила с помощью выделения следующих смысловых единиц: теплота в отношениях (уважение друг к другу, совместное проведение времени, позитивный образ сына/матери); дистанция (невмешательство в дела, наличие проблем во взаимоотношениях); автономность сына (проявление самостоятельности); доминирование матери (навязывание матерью своего мнения, стремление контролировать сына, учить и указывать); личностные отношения (совместное обсуждение проблем, оказание помощи друг другу).
В результате исследования было выявлено, что отношения в диаде мать-сын в зависимости от возраста сына действительно различны.
Со стороны матери наблюдается противоречивое желание предоставить сыну возможность самому принимать решения и отвечать за свои поступки, при этом устанавливая в отношениях с ним диктат, требуя подчинения ее мнению. Независимо от возраста сына стремление матери к тому, чтобы он находился рядом остается значительным. Матери отмечают увеличение близости и доверительности в отношениях, считая, что увеличение проявления ею власти - это собственное желание сына считаться с ее мнением, прислушиваться к ней.
Психология индивидуальности
«Под личностью я понимаю целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным»*
По концепции Ананьева индивидуальность представляется как четыре единые структуры:
1). Индивид - биологическая структура. Человек появляется на свет как индивид, в котором заложены природные свойств ...
Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии
Как мы отмечали, агрессия может быть представлена в виде дихотомии (физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - непрямая). Завершая обсуждение этой темы, рассмотрим последний вариант дихотомического деления агрессии - агрессию враждебную и инструментальную (Buss, 1961, 1971; Fechbach, 1964, 1970; Hartup, 1974).
Термин вражд ...
Практическое применение методики ИЖС (индекс жизненного стиля) - механизмов
психологической защиты (собственное исследование)
В работе сделана попытка исследовать существующие различия ведущих защитных механизмов у испытуемых, а так же насколько существенна эта разница, выяснить, какие МПЗ встречаются наиболее часто, а какие редко; какое количество МПЗ может использоваться одной личностью одновременно; а также, есть ли различия между мужскими МПЗ и женскими.
...