Psfine

Позитивная психология

Материалы » Профессиональная ориентация школьников » Основные стратегии организации профориентационной помощи

Основные стратегии организации профориентационной помощи
Страница 1

Традиционно выделяют две основные стратегии (подходы) в профессиональном самоопределении: диагностическую (диагностико-рекомендательную) и развивающую. Но можно представит и несколько дифференцированные направления работы, разбив их условно на две группы: допустимые подходы и недопустимые (нежелательные) подходы.

Допустимые стратегии:

o тестологическая (в основе — стандартизированные испытания профпригодности);

o информационно-просветительская (главная идея — вооружить клиента необходимой информацией, а там уж он «сам разберется»);

o рационалистическая. Предполагается, что профессиональный выбор и вообще самоопределение можно «рационально просчитать». Наиболее популярны сейчас разработка и использование компьютерных методов при принятии решения, что вполне обосновано при условии рассмотрения компьютера только как вспомогательного средства;

o «глубинная», психоаналитическая стратегия, основанная на выявлении «внутренних» стремлений самоопределяющегося человека и направление этих стремлений в позитивное русло;

o «гуманистическая-психотерапевтическая», основанная на положительном отношении к уникальности и целостности самоопределяющегося человека. При всей привлекательности и эффективности многих психотерапевтических процедур следует признать что гуманистические психологи «недооценивают роль социума в формировании личности» (по Б. В. Зейгарник), хотя самоопределяется человек именно в пространстве общества и культуры. К сожалению, многие клиенты-пациенты, у которых «осуществился личностный рост» на занятиях в психотерапевтических группах (о чем они любят радостно сообщать со странными улыбочками), часто неспособны понять, что происходит в окружающем мире;

o организационно-управленческая. В основе — реально работающая система профориентации, предполагающая взаимодействие самых разных социальных институтов: школы, психологических центров, общественных организаций, предприятий, учебных заведений и т.п., что, конечно же, облегчает работу конкретного профконсультанта;

o «частичные услуги», предполагающие ограниченную помощь, например только профдиагностика или только профинформирование, или помощь в принятии решения. Многие профконсультанты вынужденно работают в режиме «частичных услуг», так как не всегда возможно оказать полноценную помощь;

o идеологическая (воспитательная, мировоззренческая). В основе — предположение о том, что на жизненные выборы оказывают сильное влияние господствующие в обществе идеи. Например, идея «служения царю и отечеству» в дореволюционной России, или идеи «индустриализации», «освоения целины» и т. п. в советские периоды истории страны. Очень интересно понять, какие идеи господствуют в обществе сейчас (возможно, для каких-то масс людей это идея «накопительства любыми путями» или идея «поскорее и подальше уехать из этой страны», а для каких-то людей — это стремление не потерять совесть в такой сложной ситуации). К сожалению, все это мало исследовано, но, может быть, это самое главное в профессиональном и личностном самоопределении;

o «принудительная». Подобная стратегия — для особых случаев, Например: при выборе рода войск для призывника, при распределении работ среди заключенных. В ряде случаев это выбор профессии и места работы, которые явно не соответствуют высокой квалификации безработного в условиях развала производства. На первый план здесь выходит помощь в обретении смысла даже в случае самого непривлекательного и даже унизительного выбора;

o активизирующая стратегия, в основе которой лежит реальное взаимодействие с клиентом и выведение его на уровень субъекта построения своей жизни. Важным условием такой стратегии является активная, творческая позиция самого профконсультанта, поскольку клиент и консультант фактически образуют единую систему и в каком-то смысле стремятся к тому, чтобы стать одним субъектом решения профконсультационной проблемы.

Страницы: 1 2


Анализ экспериментальных данных по исследованию взаимосвязи страхов и уровня самооценки у детей младшего школьного возраста
На основании результатов изучения самооценки, общая выборка была разделена на 3 группы: «Группа - 1», состоящая из 12 детей с низким уровнем самооценки; «Группа - 2» из 22 детей с нормальной самооценкой; «Группа – 3» из 19 детей с высоким уровнем самооценки. После этого усредненные показатели групп, по выше перечисленным методикам, были ...

Практические рекомендации социальному педагогу по коррекции межличностных взаимодействий подростков в классном коллективе
Всю работу социального педагога можно условно разделить на три направления: 1.Индивидуальная работа с учащимися: проведение бесед, тренингов и др. с целью повышения самооценки подростка, его самоутверждения в классе, укрепления чувства «мы». При проведении индивидуальной работы необходимо учитывать требования: Безопасный диалог возмо ...

Исторические тенденции благотворительной помощи глухонемым в России под покровительством императорской фамилии ( конец 19 – начало 20 века). Особенности попечительской деятельности Марии Федоровны
Действовавшая в императорской России система социальной помощи, основанная на благотворительности, постоянно развивалась. Усилиями власти и общества расширялся круг благотворителей, совершенствовались формы и методы призрения нуждавшихся в социальной помощи, в том числе специализированной. Одной из категорий нуждавшихся в такой помощи я ...