Psfine

Позитивная психология

Материалы » Духовное развитие младших школьников в процессе ознакомления их с историей родного края » Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края

Опытно-экспериментальная работа по проверке эффективности условий духовного развития дошкольников в процессе ознакомления с историей родного края
Страница 1

Воспитание детей историей родного края стало основой педагогического эксперимента по созданию нового типа дошкольного образовательного учреждения «Детский сад – открытая система формирования у детей основ духовности, нравственности и патриотизма».

Цель экспериментальной программы являлось: превратить образовательное учреждение в институт культуры, создать условия для развития духовных качеств личности детей и взрослых.

Вся экспериментальная работа была разделена на три этапа.

На первом этапе

осуществлен анализ состояния проблемы в педагогической, философской, психологической литературе по теме исследования, проведено наблюдение за развитием детей.

На втором этапе

планировалось выявить и систематизировать содержание и направление организации учебно-воспитательного процесса при реализации условий эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края, установить уровень развития детей, обобщить результаты эксперимента; разработать методические рекомендации для внедрения его в практику воспитания и обучения. Было установлено, что воспитательная система ДОУ, способствующая созданию социокультурного воспитательного пространства должна рассматриваться, как система влияний и условий развития духовной личности дошкольника, а также как система возможностей для саморазвития, содержащихся в ее окружении. Целью эксперимента явилось исследование духовности, дошкольников в аспекте представлений в развитии духовно-нравственной субъектности как целостного (системного) качества в деятельности саморазвития.

Для исследования духовно-нравственных личностных особенностей была модифицирована «Ориентировочная анкета-тест для выявления внутренних компонентов активной социальной позиции личности дошкольника» (см. прил.1). На первом этапе определялись индивидуальные показатели, характеризующие деятельностные и личностные уровни духовно-нравственного развития дошкольников, особенности структурной организации этих показателей.

На втором этапе определялась динамика всех изученных показателей, и выявлялись уровни их структурной организации.

Духовно-деятельностный уровень

личности дошкольника характеризовали показатели: ценности, убеждения, мотивы и смыслы, коррекция своих и чужих духовно-нравственных действий, формирование и насыщенность деятельности нравственными эмоциями и чувствами.

Духовно-личностный уровень

характеризовали показатели: духовная сила, духовная красота как совокупность духовных ценностей; духовная активность; скромность; добродушие; оптимизм; степень выраженности Добра; степень выраженности Зла.

Регистрации позиций активной (пассивной) личности дошкольников осуществлялась экспертной оценкой воспитателей характеризующей общий уровень духовно-нравственного развития. Оба вышеназванных уровня отражают качественные критерии экспериментальной работы.

В процессе опытно-экспериментальной работы были доказаны и подтверждены выявленные условия эффективности духовного развития дошкольников в ходе ознакомления их с историей родного края

Результативность опытно-экспериментальной работы проверялась по следующим критериям:

- сформированность у дошкольников внешних и внутренних компонентов активной личности;

- готовность дошкольника к саморазвитию внутренних компонентов активной личности и самореализации себя как социально-активной личности;

- социально-психологическая удовлетворенность дошкольников процессом саморазвития своей активной позиции.

На третьем этапе

планировалось выявить динамику процесса развития дошкольников, осуществить теоретическую интерпретацию выводов и результатов исследования; уточнить экспериментальные выводы; осуществить литературное оформление результатов, полученных в ходе исследования.

В практике работы с детьми нами использовались основы музейной педагогики. Мы знакомили детей с экспонатами краеведческого музея г.Болгар, картинной галереи, где живет искусство прошлого и настоящего, где творится живая культура. Составляющими интегрированной методики работы с детьми являлись также - организация выставок мастеров кисти и самих детей в музее и в детском саду, участие в фестивалях народного творчества, «Играй, гармонь», комплексные занятия, экскурсии, походы на природу, вернисажи, живое общение детей с музейными работниками, художниками, поэтами, писателями, музыкантами, организация музейной среды в групповых комнатах.

Страницы: 1 2


Техника взмаха
Якорение в визуальной модальности. 1. Отпустить спусковой механизм, запускающий негативную реакцию (триггер). Картинка. 2. Вспомнить свое поведение, которое было бы предпочтительнее (можно смоделировать – киногерой, вымышленный образ), примерить образ на себя. Снять. Смотреть как на картинку, ловим ощущения, если что-то не так, то при ...

Выводы
Во второй части работы мы имели возможность, познакомится с примерами методик, которые используются при профессиональной ориентации школьников. На основе данных исследований заполняется «Карта первичной профконсультации». Далее сопоставляются и анализируются все имеющиеся в ней данные. И на основе выводов, сделанных при анализе, выбирае ...

Становление и развитие психодиагностики зарубежом. Развитие психодиагностики в период с 1901 года по 1917год
Психодиагностика, родившая в конце XIX века и выступающая в качестве науки об индивидуально-психологических различиях и претендующая на их измерение, подошла к началу нового века закаленной в дискуссиях и спорах об измерении интеллекта, пройдя за очень короткий период времени путь от гальтоновских шкал ума до тестов Бине. Исторически сл ...