Мотивы обучения и профессионального развитияСтраница 1
Эффективность и результативность учебной деятельности и профессионального развития студентов во многом определяется сложной системой мотивов, которая развивается на основе ранее сформированных потребностей, интересов, способностей. В ней выделяют два больших блока: непосредственные и опосредованные мотивы. Непосредственные включаются в сам процесс деятельности и соответствуют ее социально значимым целям и ценностям; опосредованные же связаны с целями и ценностями, лежащими вне самой деятельности, но хотя бы частично в ней удовлетворяющимися [57, с. 91]. К непосредственным мотивам относятся познавательные (стремление к творческой исследовательской деятельности, процесс решения познавательных задач, самообразование, ориентация на новые знания) и мотивы развития личности (потребность в постоянном интеллектуальном и духовном росте, стремление расширить кругозор и эрудицию, повысить свой общекультурный уровень). В структуре опосредованных мотивов различают социальные (сознание нужности высшего образования, престижность высшего образования, желание стать полноценным членом общества, долг и ответственность, социальная идентификация, определенное положение в группе, одобрение преподавателей) и мотивы достижения (лучше подготовиться к профессиональной деятельности и получить высокооплачиваемую работу).
В ходе нашего исследования были выявлены следующие Основные мотивирующие факторы обучения и профессионального развития:
А) У дизайнеров отмечено явное преобладание непосредственных мотивов обучения и профессионального развития, а именно: стремление заниматься творческой деятельностью (группа познавательных мотивов). Все опрошенные дизайнеры утверждают, что основным мотивирующим профессиональное развитие фактором является сам процесс и содержание их деятельности. Что творческий акт, процесс реализации какого-либо проекта – продуктивная деятельность - мотивирует не только процесс обучения, но и дальнейшее профессиональное их развитие. Отмечается глубокая вовлеченность дизайнеров в творческий процесс, явная зависимость уровня их мотивации от результативности этого процесса (от степени удовлетворенности качеством конечного продукта деятельности). «Если у меня что-то не получается, то я становлюсь раздражительной, мне все хочется бросить и вообще обо всем забыть. Я сразу начинаю думать, что из меня никогда не получится по-настоящему хорошего дизайнера, что у меня вообще нет никаких способностей, что я бесталанная, ничтожная… дура. Когда же у меня все получается, когда мне самой по-настоящему нравится моя работа, тогда меня просто переполняют новые идеи и желание тут же их реализовать. У меня начинается бурная деятельность, я про все забываю - с головой ухожу в работу: могу по несколько суток не спать, забывать покушать…» (Света).
Не менее значимым мотивом обучения и профессионального развития для данной группы студентов, является поддержка со стороны окружающих (прежде всего значимых «других»: родители, друзья, авторитетные преподаватели и др.): проявление интереса к их работе, поощрение к дальнейшему развитию, положительная оценка, как профессиональных качеств, так и результатов их деятельности (группа опосредованных социальных мотивов). Все Респонденты-дизайнеры говорили о том, что такая поддержка со стороны окружающих не только в значительной мере облегчает им выполнение учебных заданий или заказов, но и стимулирует их творческую активность. «Когда хвалят меня или какую-нибудь мою работу, то у меня появляется какая-то легкость, я как будто летаю… Все получается легко, быстро и незаметно… В такие моменты кажется, что на работу я не затрачиваю никаких усилий, все получается само собой, даже когда делаю что-то очень сложное… Сразу появляется целая куча идей, которые тут же хочется воплотить в жизнь. Когда же у меня что-то не получается, или кто-то начинает критиковать мою работу, особенно если я считаю, что она у меня получилась хорошо, то как будто бы внутри все обрывается… Ничего не хочется делать, да ничего и не получается – все валится из рук… И это на долго выбивает из колеи» (Оксана).
Экспериментальная часть. Экспериментально
– психологическое исследование влияния характерологических особенностей
руководителей высшего и среднего звена на стиль руководства. Программа
исследования
По результатам теоретического исследования была выдвинута гипотеза (у руководителей высшего звена, в сравнении с руководителями среднего звена, влияние характерологических особенностей на стиль руководства будет менее значительным), для эмпирической проверки которой нами было проведено экспериментально-психологическое исследование. Цель ...
Выводы экспериментального исследования
По результатам экспериментально-психологического исследования можно сделать выводы:
1. по результатам сравнительного анализа особенностей характера (по методике 16 PF Р.Кеттела) у руководителей высшего и руководителей среднего звена получены данные:
- руководители высшего звена и руководители среднего звена в равной степени проявляют ...
Агрессия как проявление побуждения: мотивация причинения ущерба или вреда
другим
При существующей концептуальной невнятности и пессимистичности выводов относительно представлений об агрессии как об инстинкте неудивительно, что психологи никогда не принимали эту теорию всерьез. Фактически идея о спонтанно зарождающейся агрессивной энергии была в основных своих положениях отклонена подавляющим большинством исследовате ...