Psfine

Позитивная психология

Материалы » Позиция педагога в профессиональной деятельности » Профессионально-личностная позиция педагога

Профессионально-личностная позиция педагога
Страница 1

В литературе понятие педагогической позиции встречается достаточно часто, особенно в исследованиях последнего десятилетия. (А.К. Маркова, А.А. Леонтьев, С.И. Краснов, Р.Г. Каменский и др.). Важным является связь позиции со смысловой стороной деятельности педагога, т.к. именно позиция является определяющей для построения смысла деятельности. Н.Е. Щурковой предложено понимание педагогической позиции как продукта педагогического мышления, следствия осознанного природного образовательного процесса. По мнению Н.И. Шелиховой, профессиональная позиция может быть представлена как единство профессионального сознания, профессиональной деятельности и профессиональных отношений. В исследованиях В.И. Слободчикова, Р.Г. Каменского, С.И. Краснова профессиональная позиция определяется как ответственное отношение к ценностям и способам реализации деятельностных норм. Здесь важным для нас является акцент на ценностное отношение субъекта к своей деятельности. По мнению Е.Г. Юдиной, профессиональная позиция педагога представляет собой достаточно устойчивый феномен сознания и определяет тот тип взаимодействия с ребёнком, который будет реализован этим педагогом в его педагогической деятельности. Исследуя особенности проявления позиции педагога при общении с ребёнком (партнерской и авторитарной), она отмечает, что наиболее благоприятную атмосферу общения создает позиция равноправного партнера, которая характерна для личностно-ориентированного образования[26].

Успех реализации реформы школы в значительной степени зависит от мастерства учителя, от максимального и полного проявления им своих возможностей и способностей и от оптимального выбора каждым учителем средств и способов своей педагогической деятельности, наиболее соответствующих его индивидуальным особенностям. Внимание к труду конкретного учителя, в том числе новатора, требует изучения его индивидуального стиля деятельности.

В работе мы опирались на подход В.С. Мерлина[34] к индивидуальному стилю как к проявлению вариативности удовлетворительных программ выполнения деятельности, вызванной ее «зоной неопределенности» [6]; на представление Е.А. Климова об индивидуальном стиле как совокупности общих и особенных способов работы, позволяющих максимально использовать ценные качества человека и компенсировать его недостатки [3], а также учитывали специальную теорию индивидуальности (В.М. Русалов) и психофизиологические исследования индивидуальности (Э.А. Голубева и др.).

Своеобразие нашего подхода состоит в объединении содержательных и формально-динамических характеристик индивидуального стиля деятельности и постановке вопроса об их взаимовлиянии в педагогической работе учителя. При определении содержательных характеристик мы ориентировались на исследователей, различающих индивидуальные стили по соотношению ориентировочной, исполнительской и контрольной фаз деятельности человека [3], [6]. При выделении формально-динамических характеристик мы учитывали данные, согласно которым индивидуальные стили определяются по соотношению отдельных параметров. Вместе с тем в целях приближения проблемы индивидуальности к анализу педагогической практики нам важно было дополнить и уточнить как содержательные, так и формально-динамические характеристики индивидуального стиля, о чем подробнее будет сказано ниже. Наряду с указанными работами мы принимали во внимание ряд исследований индивидуальных стилей педагогического общения.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности мы рассматривали как устойчивое сочетание: мотива деятельности, выражающегося в преимущественной ориентации учителя на отдельные стороны учебно-воспитательного процесса; целей, проявляющихся в характере планирования деятельности; способов ее выполнения; приемов оценки результатов деятельности. Мы предположили, что индивидуальный стиль работы учителя может быть предметом формирования и самоформирования, причем процесс формирования зависит от индивидуально-личностных особенностей учителя, его педагогического стажа, характера требований, предъявляемых к нему со стороны педагогического коллектива.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Выявление сравнительного анализа уровня знаний, определяющего уровень толерантности у подростков 8 классов МОУ СОШ №7 г. Сегежи
Целью проведения данного исследования стало подтверждение гипотезы о том, что формированию толерантности как одного из свойств личности способствует правильная организация учебной и воспитательной работы[7]. Задачи были поставлены следующие: – определить уровень сформированности толерантности у учащихся на начало эксперимента; – разр ...

Социально-педагогическая интервенция девиантного поведения подростков
«В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» Л.С. Выготский ...

Психология допроса и других следственных действий в судебном следствии
Как отмечают известные судебные деятели, искусство судебного следствия гораздо сложнее, чем искусство произнесения судебной речи. (Да и сама судебная речь может быть основана лишь на фактах, установленных в судебном следствии.) Допрашиваемые в суде лица – «величины сомнительные». Они могут отказаться от показаний, данных на предваритель ...