Psfine

Позитивная психология

Материалы » Общая психология » Раскройте понятие общения. Охарактеризуйте многоплановый характер общения

Раскройте понятие общения. Охарактеризуйте многоплановый характер общения

Общение (разговор, диалог) – взаимодействие человека с другими людьми, как членами общества, в ходе которого реализуются социальные отношения. Галина Михайловна Андреева выделяет 3 стороны общения:

1. Коммуникативная – обмен информацией между людьми;

2. Перцептивная – процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление взаимопонимание

3. Интерактивная – собственная организация взаимодействия между людьми.

Этапы общения:

1. Потребность в общении – необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника - побуждение человека к вступлению в контакт с другими людьми.

2. Ориентировка в целях общения

3. Ориентировка в личности собеседника

4. Планирование содержания своего общения

5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить и как себя вести.

6. Восприятия и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7. Корректировка направления стиля, методов общения.

Общение – это многоплановый процесс, развитие контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности (Артур Владимирович Петровский).

Общение образует единство с деятельностью. С одной стороны общение является частью, стороной деятельности, как её информационный аспект.

С другой стороны – дея-ть выступет, как часть сторона общения;

В деят-ти человек создает продукты (материальные и духовные). Одновременно он передает себя свои способности другим людям, т.е. деятельность сопровождает обслуживает общение.

Виды общения:

1. По содержанию: материальное общение – обмен продуктами деятельности, предметами; когнитивное – это обмен знаниями; кондиционное-обмен психическими и физиологическими состояниями; мотивационное – обмен побуждениями, целями, потребностями, интересами; деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями и навыками. В зависимости от средств: вербальное (общение с помощью слов) и невербальное ( с помощью мимики, письма).

Коммуникативная сторона общения:

Вербальные средства общения.

Процесс общения людей посредством языка – называется речью.

Невербальное средство общения. Использование в процессе общения неречевых, знаковых систем- называется невербальной коммуникацией. К её средствам относят: жести, мимику, пантомиму, интонацию, тембр, дистанцию.

Социально-перцептивная сторона общения:

В процессе общения происходит восприятие человека человеком, и формируется образ другого. Восприятие в общении – называется социальной перцепцией. Специальная перцепция предполагает понимание, оценку человеком других людей или социальной группой.

Основные механизмы восприятия человеком человека:

1. Идентификация (уподобление себя другому, попытка поставить себя на место другого)

2. Рефлексия – осознанием субъекта того, как он сам воспринимается партнером по общению, сознание отношения к себе.

3. Стериотипизация – поведение других, на основе отнесения их к уже известным или кажущиеся известным социальным явлением.

4. Интерактивная сторона общения(взаимодействия)- заключается в обмене действиями, т.е. в организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимися реализовать для них, некоторую общую деят-ть.


"Переключение и устойчивость внимания"
Задача исследования: Исследование особенностей переключения и устойчивость внимания в умственной деятельности методом сложения чисел с переключением. Порядок работы: Экспериментатор предлагает испытуемому в течении 10 минут с возможно большей скоростью и точностью складывать два однозначных числа, написанных одно под другим. Сложение ...

Сравнительный анализ социального статуса школьника и влияние на него тренинга общения
Социометрический статус – это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом – индексом соц ...

Причины проявления страха у детей младшего школьного возраста
Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет – страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становится основой для проявления одних ...