Психолого-педагогические основы формирования навыков понимания другого
человека младшими школьниками. Проблема понимания человека
человеком в психолого-педагогической литературеСтраница 1
Среди проблем, в разработке которых одинаково заинтересованы как теоретические науки о человеке, так и практика, важное место занимает проблема отражения людьми другу друга в процессе различных видов деятельности.
Известный ученый Э.Межелайтис [10, с.5-37] говорил, что мы должны научиться читать едва уловимый шифр человеческой души, и тогда человек станет понятнее нам. Если же мы никогда не сделаем попытки проникнуть в эту область, она навсегда останется для нас темной, зловещей и полной опасностей.
Понимание человека человеком как психолого-педагогическая проблема стала активно разрабатываться в отечественной науке в 70-е г. XX ст. Значительный вклад в ее разработку внесли А.А.Бодалев, А.А.Леонтьев, А.А.Мелик-Пашаев, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.Н.Панферов, Л.Н.Рожина, Я.Л.Коломинский, П.М.Якобсон, М.М.Бахтин, С.П.Рубинштейн и др. Понятийный аппарат проблемы разработан А.А.Бодалевым. В своих трудах «Возрастные и индивидуальные особенности восприятия людьми друг друга», «О познании людьми друг друга», «Личность и общение» и др. он раскрывает и придает всеобщему обозрению вопросы об основных сферах осуществления познания людьми друг друга, о различных уровнях в полноте понимания человека человеком, об особенностях, факторах адекватного и функциях правильного восприятия друг друга общающимися субъектами.
Опираясь на исследования А.А.Бодалева [4, с.89-90], можно выделить следующие сферы осуществления познания людьми друг друга:
1. Общение – вид взаимодействия людей, в котором последний выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами, и субъектами.
Достижение положительного результата в общении связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает.
2. Деятельность – вид взаимодействия, характерной особенностью которого является переход поступка одного человека в обстоятельства жизни других людей.
3. Труд – способствует выработке у человека общего подхода к другим людям, определения ценности личности каждого из них.
Характер и результаты каждого из вышеперечисленных видов взаимодействия во многом зависят от того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга. Причем, как отмечает А.А.Бодалев, отражение человеком других людей нельзя рассматривать как нечто статичное, раз навсегда данное. Мысли, чувства, и поведение человека по отношению к другим людям свидетельствуют об общем развитии личности. Следовательно, отражение одного человека другим может развертываться на различных уровнях, которые в свою очередь зависят от:
а) опыта
Незначительный или только еще начавший складываться у человека опыт познания и общения неизбежно приводит к низкому уровню адекватности отражения им других людей.
б) возраста и уровня воспитанности
На всех ступенях формирования человека как личности уровень воспитанности субъекта влияет на характер поведения и отношения к нему окружающих, а, следовательно, и на характер впечатлений, которые накапливаются у субъекта от общения с людьми.
В исследовании определяются и те проявления физического и духовного облика человека, на основе которых формируется представление о нем. Среди них:
а) лицо
б) жесты
в) походка
г) голос
д) внешний облик
е) действия, поступки
В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. В ряде деятельностей – правильная оценка особенностей физического облика людей – одно из условий успешного выполнения ими задач. Исходя из этого, по мнению автора дипломного проекта, необходимо охарактеризовать каждое из проявлений показать их роль для получения целостного представления о человеке.
Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Это определяется тем, что, во-первых, от лица исходит голос, слышимый другим человеком; во-вторых, сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сообщают о состоянии человека. Изучением особенностей восприятия человеком лиц других людей занимались ряд ученых. Таких, как П.М.Якобсон [27, с.13], Ф.Ленард, Э.Банлаки, С.Ванденберг, М.Маттисон [4, с.100-101] и др., которые стремились:
- проследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выражению лица по мере формирования личности воспринимающего;
- выявить характерные особенности распознавания у людей, страдающих расстройством психического здоровья;
Развитие мозговых структур внимания
В соответствии с общими представлениями о структуре высших психических функций, все высшие психические функции произвольны по способу своего осуществления. Их произвольная регуляция достигается непосредственно при участии внимания.
Произвольность высших психических функций (или сложных форм психической деятельности) означает возможност ...
Нарушение отношений матери и ребенка
Эмоциональное неблагополучие ребенка и его причины. Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка.
Разлука матери и ребенка. Хотя Боулби интересовался "неспособностью выработать импринтинг", еще больше его интересовали случаи, когда у ребенка формировалась привязанность к близкому человеку (м ...
Полезные приемы при фиксации информации
Какие бы цели не стояли перед вами при работе с книгой, все они связаны с извлечением необходимой информации. В ходе такой работы вырабатываются способы первичной
фиксации информации в книге.
1) Если вы работаете со своей собственной книгой, пользуйтесь подчеркиванием важных мест (лучше карандашом), пометками на полях.
2) Поскольку в ...