Психолого-педагогические основы формирования навыков понимания другого
человека младшими школьниками. Проблема понимания человека
человеком в психолого-педагогической литературеСтраница 3
а) общеосведомительная информация – это информация о внешних и внутренних устойчивых особенностях другого человека, которая накапливается и сохраняется длительное время, используется при оценке возможностей этого человека;
б) ограниченная осведомительная информация – информация о готовности другого человека к деятельности и о характерном для него поведении в условиях этой деятельности;
в) текущая оперативно-регулятивная информация о поведении, состоянии и возможностях человека.
На важность умения понимать другого по внешним проявлениям его эмоционального состояния, внешнему рисунку его поведения указывали Н.К.Крупская и А.С.Макаренко. Н.К.Крупская считала, что опыт преднамеренного наблюдения за состоянием окружающих надо формировать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она указывала, что объектам организованных педагогами наблюдений должны быть представители старшего поколения, дедушки и бабушки, близкие и родственники детей [5, с.24-26].
А.С.Макаренко отмечал, что видеть хорошее в человеке всегда трудно; оно слишком прикрыто повседневностью. Вместе с тем «пониженное представление» о другом сдерживает развитие отношений заботливости, тактичности [5, с.27-29]. В педагогике методики формирования у подростков и старших школьников разрабатывались К.В.Гавриловец. Это методики «Расскажи мне обо мне», методика независимых характеристик [5, с.18].
Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, необходимо отметить, что в последнее десятилетие XX в. все больше и больше ученых включаются в разработку данной проблемы – проблемы познания людьми друг друга. Их исследования создают предпосылки для успешного формирования у человека знания других людей, для постижения роли этих знаний в поведении и деятельности человека. Помимо этого, говоря о специфичности познания человеком человека, необходимо видеть, что это познание связано с установлением и сохранением коммуникаций, в процессе которых люди выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами и субъектами. Человек формируется как субъект познания других людей, накапливая и расширяя жизненный опыт, овладевая знаниями об обществе, о человеке и его сознании. Обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке, а также идей и образов искусства – одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания в современную эпоху.
Эмоции и развитие личности
Эмоции, которые переживает человек, оказывают непосредственное влияние на выполняемую им деятельность. Рассматривая взаимодействие эмоций и развитие личности, можно выделить два фактора. Первый – это влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности. Втор ...
Глоссарий
№
Новое понятие
Содержание
1
Деградация
утрата жизнеспособности, упадок, «обратное развитие», снижение приспособляемости к изменениям в условиях существования. Деградация человека (группы людей) свидетельствует о понижении его активности, физической силы, здоровья, способностей, интеллекта, воли, жизнеустойчивости. К ...
Развитие
Развитие памяти начинается в первые месяцы жизни ребенка и проявляется в условных рефлексах (прекращение плача, когда в комнату входит мама). К полугоду ребенок начинает узнавать предметы. Затем увеличивается и круг узнаваемых предметов, и длительность сохранения образов памяти. Значительно позже появляется воспроизведение. Развитие пам ...
