Теоретические основы организации преднамеренного восприятия другого в
младшем школьном возрастеСтраница 4
б) Эффект первичности.
Суть его состоит в том, что первое впечатление о человеке, первая по порядку личностная информация, полученная о нем воспринимающим лицом, способна оказать более сильное и достаточно устойчивое влияние на формирование его образа.
в) Эффект новизны.
Он касается не первого, а последнего из полученных впечатлений о человеке. Та информация, которая в памяти отложилась последней по порядку, также способна сильно влиять на последующее восприятие и оценку данного человека, чем предыдущая.
Поскольку восприятие человеком человека развивается вместе с развитием самого воспринимающего, с формированием у него потребности в общении, познании и в труде, то, по мнению автора работы, следует обратиться к основным тенденциям развития восприятия, сформированным Т.А.Репиной [24, с.13-15]. Они проявляются в следующем:
1. С возрастом при воссоздании облика воспринимающего человека все более часто включаются в качестве существенных признаков компоненты, образующие физический облик.
2. С возрастом при воссоздании облика все более часто включаются в портрет другого человека описания черт его экспрессии как существенных признаков внешности.
3. С возрастом неуклонно падает включение в портрет воспринимаемого человека описаний элементов, образующих оформление внешности человека.
Таким образом, данные тенденции дают возможность говорить, что восприятие – это не нечто статичное, а постоянно усложняющееся и развивающееся явление.
Работая над проблемой восприятия человека человеком, А.А.Бодалев дал свою трактовку тенденций, отражающих специфику данного процесса [4, с.134-147]:
1. Воспринимая других людей и воссоздавая затем их облик, наблюдатель выделяет, прежде всего, рост, глаза, волосы, мимику, нос, особенности телосложения человека. Это объясняется тем, что данные признаки, по мнению субъекта познания, наиболее значимые элементы облика человека.
2. Устойчивый характер имеет тенденция отмечать в облике воспринимаемых людей одни черты, одни элементы и почти совсем не фиксировать другие.
3. Для восприятия других людей существенной особенностью является степень различения и осознания индивидом особенностей их выразительного поведения, т. е. имеет место неодинаковость восприятия одного и того же человека разными людьми.
Анализ выше изложенного дает возможность увидеть, что «красной нитью» через все эти тенденции просматривается одно из важнейших условий формирования человека как субъекта познания – обязательное преломление индивидуального опыта через систему научных знаний об обществе и человеке. Отражая облик одних и тех же людей, испытуемые преломляют его через ту систему знаний о человеке и обществе, которая у них к этому времени сложилась. А т. к. она у каждого из них индивидуальна, то и характер осмысливания разными людьми одного и того же человека будет различным.
Итак, опираясь на положение современной науки, автором дипломной работы изложена сущность процесса восприятия человека человеком, отображены основные тенденции развития, раскрыты особенности и механизмы восприятия, его роль в процессе взаимодействия людей.
Анализ психолого-педагогической литературы предоставил возможность еще раз убедиться в том, что процесс развития человека как субъекта познания другого предполагает переход от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения другого, причем преднамеренное восприятие облика другого нуждается в специальном формировании. В противном случае неумение читать по внешним признакам эмоциональное состояние другого, увидеть состояние физической и нравственной боли, удрученности блокирует развитие моральных чувств и детей и тем самым способствует развитию «социальной тупости».
Социально-психологические
условия эффективного дисциплинирования сотрудников ОВД. Управление процессом
дисциплинирования сотрудников ОВД в процессе воспитательной и кадровой работы
Для определения степени развития у работников органа правопорядка такого качества, как дисциплинированность используются следующие критерии:
- уровень профессионального мастерства, отражающий систему знаний, навыков и умений, усвоенную в учебном заведении и на практической работе (опыт);
- усердие, проявляемое в профессионально-служеб ...
Значение межличностных отношений в личностном развитии
человека
Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринято ...
Межличностные отношения как фактор развития личности подростка
Через межличностные отношения подросток включается в систему общественных отношений.
Межличностные отношения являются своеобразным связующим звеном трех видов совместной деятельности: игры, учения, труда. Именно через них и благодаря им деятельность человека предстает такой разнообразной и развивающей. Относительное преобладание ориент ...