Psfine

Позитивная психология

Материалы » Психолого-педагогическая подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности (БЖД) » Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей специалистов БЖД. Методическое обеспечение исследования

Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей специалистов БЖД. Методическое обеспечение исследования
Страница 1

Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа и эксперимент.

Наиболее эффективным способом познания индивидуума является эксперимент, который проводится с помощью тестирования или специальных приборов. В процессе его, по мнению многих исследователей, наиболее объективно устанавливаются отдельные психофизиологические особенности личности.

С целью изучения индивидуальных психологических особенностей и уровня развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД, нами было проведено исследование в ГПУ. В исследовании приняло участие 20 человек, обучающихся по специальности 050104 “Безопасность жизнедеятельности” (13 юношей и 7девушек) в возрасте 19 – 20 лет.

Цель эмпирического исследования – изучить психофизиологические особенности и оценить уровень развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД.

Задачи эмпирического исследования:

1. провести эмпирическое исследование;

2. провести интерпретацию результатов исследования.

В ходе исследования были использованы следующие методики:

1) опросник САН;

2) тест тревожности Спилберга-Ханина;

3) методика изучения собственной реакции на стрессовые события (автор Гринберг);

4) торонтская алекситимическая шкала ТАS-26 (автор G. Taylor).

Рассмотрим более подробно каждую методику.

1. Опросник САН (Самочувствие-активность-Настроение).

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки функциональных состояний. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).

Испытуемым дается следующая инструкция: «Соотнесите, пожалуйста, своё состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих самочувствие, активность, настроение. Выберите и обведите цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в момент обследования».

Самочувствие хорошее

3 2 1 0 1 2 3

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

3 2 1 0 1 2 3

Чувствую себя слабым

Пассивный

3 2 1 0 1 2 3

Активный

Малоподвижный

3 2 1 0 1 2 3

Подвижный

Весёлый

3 2 1 0 1 2 3

Грустный

Хорошее настроение

3 2 1 0 1 2 3

Плохое настроение

Работоспособный

3 2 1 0 1 2 3

Разбитый

Полный сил

3 2 1 0 1 2 3

Обессиленный

Медлительный

3 2 1 0 1 2 3

Быстрый

Бездеятельный

3 2 1 0 1 2 3

Деятельный

Счастливый

3 2 1 0 1 2 3

Несчастный

Жизнерадостный

3 2 1 0 1 2 3

Мрачный

Напряженный

3 2 1 0 1 2 3

Расслабленный

Здоровый

3 2 1 0 1 2 3

Больной

Безучастный

3 2 1 0 1 2 3

Увлеченный

Равнодушный

3 2 1 0 1 2 3

Взволнованный

Восторженный

3 2 1 0 1 2 3

Унылый

Радостный

3 2 1 0 1 2 3

Печальный

Отдохнувший

3 2 1 0 1 2 3

Усталый

Свежий

3 2 1 0 1 2 3

Изнуренный

Сонливый

3 2 1 0 1 2 3

Возбужденный

Желание отдохнуть

3 2 1 0 1 2 3

Желание работать

Спокойный

3 2 1 0 1 2 3

Озабоченный

Оптимистичный

3 2 1 0 1 2 3

Пессимистичный

Выносливый

3 2 1 0 1 2 3

Утомляемый

Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Вялый

Соображать трудно

3 2 1 0 1 2 3

Соображать легко

Рассеянный

3 2 1 0 1 2 3

Внимательный

Полный надежд

3 2 1 0 1 2 3

Разочарованный

Довольный

3 2 1 0 1 2 3

Недовольный

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Формирование внимания как высшей психической функции
Второй подход к развитию внимания как к его формированию мы рассмотрим на примере теории Выготского. Психологи подчёркивает роль средств в формировании внимания как высшей психической функции. В индивидуальном (онтогенез) и общественно-историческом (социогенез) становлении внимания, как и в развитии любой другой психической функции, он ...

Рисуночные методики как метод психотерапии
Теоретическая база рисуночных методик первоначально была весьма слабой и в течение нескольких десятилетий формировалась как эмпирическая область деятельности. Психодинамическое направление в целом обогатило теоретический арсенал данного подхода ряда фундаментальных понятий и позволило разработать важные теоретические представления, каса ...

Экспериментальные исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Характеристика методов и методик исследования
Задачами курсовой работы являются: 1) Выявление подростков с девиантным поведением; 2) Анализ тенденции находиться в обществе других людей; 3) Анализ тенденции контролировать отношения с другими; 4) Анализ тенденции устанавливать глубокие эмоциональные отношения; 5) Сравнение особенностей межличностных отношений подростков с девиан ...