Эмпирическое исследование индивидуальных психофизиологических особенностей
специалистов БЖД. Методическое обеспечение исследованияСтраница 1
Подготовка и воспитание специалистов БЖД высокого класса немыслимы без конкретного знания их личностных качеств, в том числе характера, способностей, темперамента и убеждений. Поэтому психолог в ходе психолого-педагогического общения изучает индивидуальные психологические особенности каждого специалиста. При этом используются такие методы, как наблюдение, беседа и эксперимент.
Наиболее эффективным способом познания индивидуума является эксперимент, который проводится с помощью тестирования или специальных приборов. В процессе его, по мнению многих исследователей, наиболее объективно устанавливаются отдельные психофизиологические особенности личности.
С целью изучения индивидуальных психологических особенностей и уровня развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД, нами было проведено исследование в ГПУ. В исследовании приняло участие 20 человек, обучающихся по специальности 050104 “Безопасность жизнедеятельности” (13 юношей и 7девушек) в возрасте 19 – 20 лет.
Цель эмпирического исследования – изучить психофизиологические особенности и оценить уровень развития профессионально-важных качеств специалистов БЖД.
Задачи эмпирического исследования:
1. провести эмпирическое исследование;
2. провести интерпретацию результатов исследования.
В ходе исследования были использованы следующие методики:
1) опросник САН;
2) тест тревожности Спилберга-Ханина;
3) методика изучения собственной реакции на стрессовые события (автор Гринберг);
4) торонтская алекситимическая шкала ТАS-26 (автор G. Taylor).
Рассмотрим более подробно каждую методику.
1. Опросник САН (Самочувствие-активность-Настроение).
Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки функциональных состояний. Сущность оценивания заключается в том, что испытуемого просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение).
Испытуемым дается следующая инструкция: «Соотнесите, пожалуйста, своё состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между 13 пар слов противоположного значения, отражающих самочувствие, активность, настроение. Выберите и обведите цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в момент обследования».
Самочувствие хорошее |
3 2 1 0 1 2 3 |
Самочувствие плохое |
Чувствую себя сильным |
3 2 1 0 1 2 3 |
Чувствую себя слабым |
Пассивный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Активный |
Малоподвижный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Подвижный |
Весёлый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Грустный |
Хорошее настроение |
3 2 1 0 1 2 3 |
Плохое настроение |
Работоспособный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Разбитый |
Полный сил |
3 2 1 0 1 2 3 |
Обессиленный |
Медлительный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Быстрый |
Бездеятельный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Деятельный |
Счастливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Несчастный |
Жизнерадостный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Мрачный |
Напряженный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Расслабленный |
Здоровый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Больной |
Безучастный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Увлеченный |
Равнодушный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Взволнованный |
Восторженный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Унылый |
Радостный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Печальный |
Отдохнувший |
3 2 1 0 1 2 3 |
Усталый |
Свежий |
3 2 1 0 1 2 3 |
Изнуренный |
Сонливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Возбужденный |
Желание отдохнуть |
3 2 1 0 1 2 3 |
Желание работать |
Спокойный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Озабоченный |
Оптимистичный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Пессимистичный |
Выносливый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Утомляемый |
Бодрый |
3 2 1 0 1 2 3 |
Вялый |
Соображать трудно |
3 2 1 0 1 2 3 |
Соображать легко |
Рассеянный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Внимательный |
Полный надежд |
3 2 1 0 1 2 3 |
Разочарованный |
Довольный |
3 2 1 0 1 2 3 |
Недовольный |
Формирование внимания как высшей психической функции
Второй подход к развитию внимания как к его формированию мы рассмотрим на примере теории Выготского. Психологи подчёркивает роль средств в формировании внимания как высшей психической функции. В индивидуальном (онтогенез) и общественно-историческом (социогенез) становлении внимания, как и в развитии любой другой психической функции, он ...
Рисуночные методики как метод психотерапии
Теоретическая база рисуночных методик первоначально была весьма слабой и в течение нескольких десятилетий формировалась как эмпирическая область деятельности. Психодинамическое направление в целом обогатило теоретический арсенал данного подхода ряда фундаментальных понятий и позволило разработать важные теоретические представления, каса ...
Экспериментальные исследования особенностей межличностных отношений
подростков с девиантным поведением. Характеристика методов и методик
исследования
Задачами курсовой работы являются:
1) Выявление подростков с девиантным поведением;
2) Анализ тенденции находиться в обществе других людей;
3) Анализ тенденции контролировать отношения с другими;
4) Анализ тенденции устанавливать глубокие эмоциональные отношения;
5) Сравнение особенностей межличностных отношений подростков с девиан ...