Состояние установок толерантного поведения у учащихся 6–9 классов МОУ СОШ №7
г. Сегежи. Диагностическое исследование степени
коммуникативной толерантности у подростков (по В.В. Бойко)Страница 1
Путь к толерантности – это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
Наиболее актуален процесс формирования толерантных представлений, на наш взгляд, в подростковом возрасте. Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности[6].
В этом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.
Наше первоначальное исследование сформированности толерантных представлений у подростков проводилось на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г. Сегежи. В нем приняли участие учащиеся 6–8 классов. В ходе исследования были использованы тесты коммуникативной толерантности и выраженности эмпатических способностей В.В. Бойко на определение уровня толерантности.
Тест коммуникативной толерантности разработан Бойко В.В., применяется с 1998 г. и позволяет диагностировать толерантные и интолерантные установки личности, проявляющиеся в процессе общения.
Испытуемым предоставляется возможность совершить экскурс в многообразие человеческих отношений. С этой целью учащимся предлагается оценить себя в девяти предложенных несложных ситуациях взаимодействия с другими людьми. При ответе важна первая реакция. Напоминается, что нет плохих или хороших ответов. Отвечать надо, долго не раздумывая, не пропуская вопросы. Ответы следует проставлять знаками «+» или «–».
Мера согласия с суждениями выражается следующим образом:
- 0 – баллов – совсем неверно,
- 1 – верно в некоторой степени (несильно),
- 2 – верно в значительной степени (значительно),
- 3 – верно в высшей степени (очень сильно).
Испытуемым предлагается проверить себя: насколько они способны принимать или не принимать индивидуальности встречающихся им людей. Ниже приводятся суждения; подросткам предлагается воспользоваться оценками от 0 до 3 баллов, чтобы выразить, сколь верны вопросы по отношению лично к ним.
Девять ситуаций:
1) Медлительные люди обычно действуют мне на нервы
Меня раздражают суетливые, непоседливые люди
Шумные детские игры переношу с трудом
Оригинальные, нестандартные, яркие личности обычно действуют на меня отрицательно
Безупречный во всех отношениях человек насторожил бы меня
2) Меня обычно выводит из равновесия несообразительный собеседник
Меня раздражают любители поговорить
Я тяготился бы разговором с безразличным для меня попутчиком в поезде, самолете, если он проявит инициативу
Я тяготился бы разговорами случайного попутчика, который уступает мне по уровню знаний и культуры
Мне трудно найти общий язык с партнерами иного интеллектуального уровня, чем у меня
3) Современная молодежь вызывает неприятные чувства своим внешним видом (прическа, косметика, наряды)
Так называемые «новые русские» обычно производят неприятное впечатление либо бескультурьем, либо рвачеством
Представители некоторых национальностей в моем окружении откровенно несимпатичны мне
Есть тип мужчин (женщин), который я не выношу
Терпеть не могу деловых партнеров с низким профессиональным уровнем
4) Считаю, что на грубость надо отвечать тем же
Мне трудно скрыть, если человек чем-либо неприятен
Меня раздражают люди, стремящиеся в споре настоять на своем
Мне неприятны самоуверенные люди
Обычно мне трудно удержаться от замечания в адрес озлобленного или нервного человека, который толкается в транспорте
5) Я имею привычку поучать окружающих
Невоспитанные люди возмущают меня
Я часто ловлю себя на том, что пытаюсь воспитывать кого-либо
Я по привычке постоянно делаю кому-либо замечания
Я люблю командовать близкими
6) Меня раздражают старики, когда они в час пик оказываются в городском транспорте или в магазинах
Специфика регуляции
состояний в управленческой деятельности
Со стрессовыми состояниями тесно взаимосвязаны, а часто являются их причинами состояния иного типа - фрустрационные. Они возникают в случае блокады невозможности достижения тех или иных значимых для личности целей. Их развитие протекает по следующей схеме:
наличие интенсивной потребности (значимой цели, сильного желания);
блокировка и ...
Самооценка как эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот непосредственно связаны с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, чт ...
Метод 0-кольца
Физиологическая закономерность – расслабление проходит легче при воспроизведении отрицательного, чем положительного. У 20-30% это наоборот. ...