Введение
Работа посвящена актуальной проблеме профессионального и личностного самоопределения современных старшеклассников.
На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получение работы. По данным органов управления образованием, значительная часть выпускников школ не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делает осознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь из освоения, возможности трудоустройства.
Особого внимания в сложившейся ситуации требуют учащиеся старших классов, находящиеся накануне выбора профессии и места учёбы или работы, так как действующие учебные программы не учитывают современных потребностей рынка труда.
Как показывают исследования, учащиеся не получают знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодые люди не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.
В настоящее время в системе непрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких.
Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.
В настоящей работе предпринята попытка: рассмотреть теоретические аспекты профессионального и личностного самоопределения старшеклассников, определить их сущность и взаимосвязь на данном возрастном этапе; осветить содержание, основные формы и методы работы психолога по психологическому сопровождению профессионального и личностного самоопределения на данном возрастном этапе.
Цель
: изучение особенностей психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.
Объект:
процесс психолого - профориентационной работы.
Предмет
: содержание, методы и условия профессионального консультирования, направленного на выбор профессии подростками.
Задачи исследования:
-охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их влияние на профессиональное и личностное самоопределение;
-изучить научные и теоретические аспекты профконсультационной работы со старшеклассниками;
-описать содержание, методы и условия психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников.
Методы
: теоретические:
- анализ и синтез методологической, психологической литературы по вопросам психологических особенностей формирования личности подростков, профессиональной ориентации старших подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования.
Вывод
Поскольку избежать чувства фрустрации, как следствия противоречия между потребностями индивида и ограничениями, налагаемыми обществом невозможно, человек научился приспосабливаться.
Развитие защитных механизмов, как уже говорилось, имеет целью защиту личности от тревоги. Под понятием «развитие» не имеется в виду сознательное их примене ...
Алгоритм картины будущего
1. Определите свою цель на 5 лет вперед.
2. Ярко и выпукло нарисуйте себе картину будущего:
— Кем Вы будете через 5 лет?
— Какое к этому времени Вы получите дополнительное образование?
— Каков будет Ваш ежемесячный доход?
— Как Вы будете себя чувствовать?
— Какими будут Ваши перспективы на будущее?
3. Определите, что Вы должны сд ...
Настаивайте на использование объективных
критериев
Итак, принципиальный метод позволяет более эффективно достичь постепенного консенсуса относительно совместного решения, без всяких потерь. А разграничение между отношениями людей и существом проблемы позволяет иметь дело друг с другом просто и с пониманием, что ведет к дружескому соглашению. Кроме того, этот метод менее зависим от чело ...