Понятие кризисной ситуацииСтраница 2
Полное устранение последствий психотравмирующего острого стресса, психоэмоционального или шокового потрясения осуществляется сегодня методиками современной зарубежной краткосрочной (быстродействующей) кризисной психотерапии, которые широко применяются в развитых странах мира уже более 30 лет. Заключается она в психотерапевтической переработке и полном устранении страхов или тревожных состояний, возникающих во время вождения автомобиля, навязчивых воспоминаний о произошедшей автокатастрофе, неконтролируемых представлений случившегося дорожно-транспортного происшествия.
В результате психотерапевтической работы любая психотравмирующая ситуация обесценивается, утрачивает свою "значимость" и силу воздействия на психическую сферу пострадавшего. Самопроизвольные, нерегулируемые воспоминания о случившемся как бы "уходят", устраняются из подсознательной, неосознаваемой памяти. Параллельно, вместе с ними "уходят" все провоцируемые ими негативные ощущения и состояния: страх, тревога, психоэмоциональное напряжение и другие нарушения психологического состояния. В США и странах Запада данные пути устранения проблемы является обычной практикой. Там не любят и никто не будет "героически" страдать, терпеть и мучатся. А, собственно говоря, во имя чего? Ведь истинная расплата за такой "героизм", как правило, слишком дорога - это органические заболевания и эмоционально-психические отклонения, нарушения и перебои в сфере индивидуального сексуального, социального, пищевого поведения и многое другое. Необходимо отметить, что в нашей стране большинство людей даже не знают о том, что уже давно стало возможным полностью избавляться от негативных психологических последствий чрезвычайных, кризисных и экстремальных ситуаций и происшествий. Последствия тяжёлых переживаний у нас традиционно "лечат" терпением "до последнего", водкой и временем. Однако алкоголь лишь на время улучшает настроение, но не устраняет саму суть проблемы. Медицина (муниципальная или коммерческая) может предложить в подобных случаях только психофармакологические лекарства: нейролептики, транквилизаторы и т.п. Данные препараты обладают успокоительно-релаксационным воздействием на психику, однако проблему тоже не решают. Кроме того, практически все они без исключения обладают массой побочных явлений (вялость, заторможенность, сонливость) и формируют привыкание и зависимость. В большинстве случаев после прекращения приёма препаратов симптомы опять возвращаются. Что касается посттравматического стрессового расстройства (ПТСР), то его трудно излечить какими-либо лекарствами, да и применяют их лишь в самых ярко выраженных случаях и при перерастании этого расстройства в другие заболевания. Самые лучшие результаты на данный момент дают лишь только специально разработанные для таких случаев методики индивидуальной психотерапии.
Количество сеансов (сессий) психотерапевтической переработки может колебаться от 1-2 до 8-10 (тяжёлые случаи), в зависимости от индивидуальных психологических особенностей (у всех людей они разные) и от степени тяжести (глубины) пережитого потрясения. В среднем, для большинства пациентов, обратившихся в Кабинет с подобными проблемами, требуется от 3 до 6 психотерапевтических сессий. Никакой психоанализ для устранения последствий острой шоковой психологической травмы не используется ввиду его низкой эффективности в подобных случаях.
Приложения
1. Текст методики ШРЛТ
Инструкция к первой группе суждений о самочувствии. В зависимости от самочувствия в данный момент зачеркните наиболее подходящую для вас цифру: «1» - нет, это совсем не так; «2» - пожалуй, так; «3» - верно; «4» -совершенно верно.
1. Вы спокойны 1 2 3 4
2. Вам ничто не угрожает 1 2 3 4
3. Вы находитесь в напряж ...
Психотерапевтическая помощь
Наиболее значимым фактором "патологических" кризисных состояний, определяющим терапевтическую тактику кризисной психотерапии, являются суицидальные тенденции (суицидальные мысли и суицидальное поведение). Суицидальные тенденции могут входить в структуру клинических проявлений кризисных состояний и являться своеобразным ответом ...
Операциональные средства формирования навыков понимания другого человека
младшими школьниками. Учебники по литературному чтению как
средство развития у младших школьников навыков понимания других лю
Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим школе о наблюдениях над явлениями природы, социальными явлениями, наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значении» [5]. Проведенный нами анализ психолого-педагогическо ...