Индивидуально-психологические особенности одинокой личностиСтраница 1
Необходимо установить, какие же качества и черты характера определяют склонность индивида к переживанию одиночества, а так же индивидуальные особенности, подкрепляющие и усугубляющие переживание одиночества.
Вначале разделим одиночество на вынужденное и желаемое. Зачастую вынужденное, сугубо отрицательное переживание одиночества может незаметно для человека перейти в привычное и даже желаемое состояние. Если в детстве, ребенок был неоднократно свидетелем использования родителями одиночества или отчуждения в качестве средства, привлекающего к себе внимание, а значит и дополнительной заботы (оценки), то существует огромная вероятность того, что данный способ будет использован как приобретенный для достижения личной выгоды и комфорта. Это значит, что для людей подверженных влиянию извне, социально-наученных одиночеству и испытывавших выгоду в связи с ним – одиночество есть мучительно-сладостное переживание. Такие люди используют одиночество, или скорее его атрибуты (грусть, обиду, оторванность) как средство получения оценки, не только не избавляясь от него, но и усугубляя его переживание. Подобный феномен нельзя в полной мере назвать одиночеством, так же как коробку из под конфет нельзя назвать конфетами. Это скорее форма, «обложка» взятая на прокат для достижения своей цели. Под одиночеством все же следует подразумевать индивидуально-неприемлемую форму существования, вызывающую негативные эмоции и желание от них избавиться. По настоящему одинокий человек использует малейшую возможность выхода из сложившейся ситуации. Другой вариант развития – желаемое одиночество. Но и оно имеет свои определенные временные ограничения и используется не для достижения внешних результатов или желаемых реакций, а скорее для восстановления внутреннего равновесия, согласования собственного мнения о себе и социальных суждений. Даже при том, что такое одиночество желанное – оно все равно определяется индивидом как неестественное и неприятное состояние, и по возможности быстро преодолевается.
Американский психолог и психотерапевт Джеффри Янг выделил на основании классических наблюдений и тестовых экспериментов двенадцать самостоятельных синдромов одиночества, каждый из которых представляет специфический набор эмоциональных, познавательных и поведенческих свойств личности. С некоторым упрощением их можно свести к трем главным: общительность, степень готовности к самораскрытию, способность к сопереживанию и пониманию другого человека. То есть психология приходит к убеждению, что такая предрасположенность – одно из самостоятельных качеств личности.
К числу устойчивых личностных черт относятся самоуважение, степень принятия или непринятия себя, застенчивость, потребность в достижении, потребность в принадлежности к группе, уровень самораскрытия, импульсивность, самоконтроль и особенно экстраверсия и интроверсия – обращенность личности преимущественно вовне, на других людей и окружающий мир, или вовнутрь, к собственному «Я».
Склонность преимущественно к экстенсивному или к интенсивному общению, отмеченная у детей с половиной лет, сохранилась у них и в семь с половиной. В другом исследовании наблюдаемые различия в уровне общительности годовалых мальчиков были подтверждены, когда им исполнилось по девять-десять лет. Сравнение коммуникативных черт группы взрослых мужчин с тем, каким они были в восемь и двенадцать лет, показало, что более теплые, открытые и сердечные мужчины в восьмилетнем возрасте поддерживали устойчивые дружеские отношения с другими мальчиками и в первом круге их общения были также девочки. Напротив, мужчины, склонны держать окружающих на расстоянии и избегать тесных эмоциональных контактов, в детстве не имели близких друзей с девочками.
Согласно теории английского психолога Д. Боулби, дефицит родительского тепла лишает ребенка необходимой ему уверенности и чувства безопасности, способствуя зарождению особой эмоциональной тревожности – «страха отделения», которая может сохраняться в течение всей жизни. Научное исследование большой группы взрослых американцев косвенно подтверждает эту гипотезу: среди людей, хронически чувствующих себя одинокими, оказалось непропорционально много лиц, выросших без любящих родителей; особенно неблагоприятным фактором оказался в этом случае развод.
Понятие нейрологических уровней
уровни:
1. окружение
2. поведение
3. способности
4. ценности
5. идентификация
Теорию нейрологических уровней выдвинул Бейтси. Согласно этой теории:
- изменения на нижележащем уровне не обязательно вызывают изменения на вышележащем уровне.
- изменения на вышележащем уровне всегда вызывают изменения на нижележащих.
Поведенческая ...
Самооценка как эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции
Несмотря на очевидную близость, психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных, представлений о себе. Понятие самооценки, наоборот непосредственно связаны с тем, как человек оценивает себя, свои собственные качества. Например, осознание человеком того, чт ...
Основные характеристики личностного развития
Личность – это Относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других. При этом особое значение придается идентификации личности. При т ...