Психолого-педагогическая характеристика детей специализированного дома ребенка.Страница 1
Дети домов ребенка развиваются в условиях дизонтогенеза. Онтогенез понимается как индивидуальное развитие организма, которое особенно интенсивно до достижения половой зрелости. Термином «дизонтогенез» обозначают отклонения пренатального (внутриутробного), натального (в период родов) формирования структур организма от нормального развития, которые могут активно развиваться в постнатальном онтогенезе, преимущественно раннем, когда морфологические системы организма не достигли зрелости. Развитие ребенка происходит на дефектной основе (клетки мозга поражены, незрелы, инактивированы), но по законам онтогенеза.
Новорожденный ребенок целиком и полностью зависит от воспитывающих его взрослых, которые организуют его жизнь и деятельность, удовлетворяют его потребности. Лишенный семьи, основного источника опыта эмоциональных взаимоотношений между людьми, ребенок испытывает трудности в установлении элементарных связей с окружающим миром, формировании собственного активного поведения. Физическое и нервно-психическое развитие ребенка происходит с изменением темпов и сроков созревания функций. Некоторые нарушения психики связаны с нарушением общения и проявляются в виде госпитализма - синдрома психической и физической отсталости, возникающего в первые годы жизни ребенка из-за дефицита общения с близкими взрослыми, в частности, в результате помещения в дом ребенка.
К проявления госпитализма относятся: позднее развитие движений, особенно ходьбы, эмоциональная обедненность, бессмысленные навязчивые движения. В тяжелых случаях госпитализм приводит к появлению психических заболеваний (младенческие маразмы), нарастанию инфекционных заболеваний, а иногда и к смерти ребенка.
Выделяется группа расстройств, связанных с депривацией - психическим состоянием, возникающим в результате длительного ограничения возможностей ребенка для удовлетворения в достаточной мере его психических потребностей. Депривация характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, а также нарушением социальных контактов ребенка.
Развитие ребенка в условиях дизонтогенеза обусловливает наличие устойчивой неврологической симптоматики в виде минимальной мозговой церебральной дисфункции (ММД или ММЦД), которая является отдаленным последствием «перинатальной энцефалопатии» (диагноз «перенатальная энцефалопатия» ставится только на первом году жизни ребенка) и проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушением восприятия, диффузными и легкими очаговыми неврологическими симптомами. Моторное развитие грубо не страдает, однако выявляется своеобразная моторная неловкость и стертые двигательные нарушения.
Некоторые формы дизонтогенеза.
Умственная отсталость. Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.
Задержка в развития. Особенностью задержки развития является качественно иная структура интеллектуальной недостаточности по сравнению с умственной отсталостью. Психическое развитие отличается неравномерностью нарушений различных психических функций; при этом логическое мышление может быть более сохранным по сравнению с памятью, вниманием, умственной работоспособностью.
Кроме того, у детей с задержкой развития отсутствует инертность психических процессов; они способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. С помощью взрослого они могут выполнять предлагаемые им интеллектуальные задания на близком к норме уровне. Этим они качественно отличаются от детей с умственной отсталостью.
Виды общения
Виды общения по средствам:
1) вербальное общение — осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
2) невербальное общение происходит с помощью мимики, ...
Личностно-профессиональное развитие студента. Понятие
«профессиональный тип личности» и основные положения теории профессионального
выбора Дж. Холланда
В общей проблематике исследований прогрессивного развития зрелой личности особое место принадлежит собственно ее личностно-профессиональному развитию до уровня профессионализма. Личность развивается в деятельности, а большинство видов деятельности являются профессиональными. В личностно-профессиональном развитии отмечена устойчивая связ ...
Анализ и интерпретация результатов исследования
Зависимость точности оценивания времени от эмоционального содержания стимула.
Положительное эмоциональное
содержание
Нейтральное эмоциональное содержание
Отрицательное эмоциональное содержание
Кол-во
Процент
Кол-во
Процент
Кол-во
Процент
Недооценка
12
23
9
17
7
14
Переоценка ...