Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в
развитии.Страница 1
Под термином «задержка в развитии» принято обозначать различные по этиологии и сложности отклонения в психофизическом и психическом развитии детей.
Специальное изучение детей с такими проблемами началось еще в 50-х годах ХХ века. Считается, что первой значительной монографией по этим проблемам является работа Strauss A.A. и Lehtinen L.E, написанная в 1947 г. (187). В этой работе были изучены важнейшие особенности психофизиологии и обучения детей с минимальными повреждениями мозга. У таких детей были выявлены стойкие трудности в обучении, не вполне адекватное поведение, во многих случаях сочетающиеся с сохранением интеллектуальных возможностей.
С конца 50-х годов начинаются целенаправленное изучение детей с задержкой в развитии и в нашей стране. Ряд отечественных исследователей выявили среди неуспевающих младших школьников учащихся, у которых неуспеваемость и особенности поведения часто давали основание считать их умственно отсталыми (21, 81, 117, 118). В ходе дальнейших исследований, которые проводились Т.А.Власовой и М.С.Певзнер, такие ученики были объединены в особую категорию, которую позже охарактеризовали как группы детей с психофизическим и психическим инфантилизмом (117). Исследователи разделили детей на две группы: дети с нарушенным темпом физического и умственного развития, и дети с функциональными расстройствами психической деятельности.
Считалось, что в первой группе (группе детей с нарушенным темпом физического и умственного развития), задержка их развития вызвана медленным темпом созревания лобной области коры головного мозга и ее связей с другими областями коры и подкорки. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в учебную деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой работоспособностью. Для детей же из второй группы, характерна слабость основных нервных процессов, объяснялось это цереброастеническими состояниями, вследствие разного рода мозговых травм. Глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет, и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.
На основании этого исследования такие учащиеся были выделены в категорию детей с задержкой психического развития. Надо сказать, что в истории педагогики и психологии такие дети обратили на себя внимание исследователей еще в прошлом столетии. Так, В.М. Бехтерев указывал, что природа человека биосоциальна, и поэтому « . психические процессы не имеют своей автономной, самодовлеющей причинности» (12; с.32).
В работах К.С. Лебединской (82) выделяются четыре основных варианта ЗПР:
- конституционального происхождения;
- соматогенного происхождения;
- психогенного происхождения;
- церебрально-органического генеза.
В структуре психического дефекта у детей с задержкой в развитии на первый план могут выступать незрелость эмоционально-волевой сферы с неярко выраженными интеллектуальными нарушениями, а также замедленное развитие интеллектуальных процессов.
Диагностика задержки в развитии. В медицине задержку в развитии относят к группе пограничных форм интеллектуальной недостаточности (В.В. Ковалев, 1976). С точки зрения медиков это состояние характеризуется прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности. Широко использовавшийся ранее термин «временная задержка в развитии» (40) применим лишь к части случаев задержки в развитии, наиболее тесно примыкающей к норме, тогда как большая их часть отличается более стойкой, хотя и легкой интеллектуальной недостаточностью и менее выраженной тенденцией к компенсации и обратимому развитию, возможной только в условиях специального обучения и воспитания. Однако и эти состояния имеют свои клинико-психологические особенности, и при них наблюдается тенденция к сглаживанию интеллектуального дефекта.
Основной причиной отставания в развитии являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, родовом или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы и ее основного отдела - головного мозга; кроме того: интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные экологические и социальные факторы, включая неблагополучные условия воспитания, дефицит информации, обедненная среда и т.д., усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину.
Агрессия: рабочее определение
Как ни заманчиво сразу же приступить к обсуждению этих и других весьма интересных тем, для нас все же важно остановиться прежде на двух вопросах. Во-первых, нам необходимо четко сформулировать рабочее определение агрессии. Только таким образом мы сможем избежать возможных ловушек при обсуждении феноменов, точное значение которых пока не ...
Основные методы профориентации
Обычно при рассмотрении практической методики выделяют:
1) имитационную модель, где отражается смысл и содержание методики;
2) психотехническую модель, где отражены условия использования методики, а в хорошо описанных методиках и возможные трудности при ее проведении. Имитационная и психотехническая модели относятся к методике как к « ...
Формирование межличностных отношений у детей с интеллектуальной
недостаточностью. Возрастные закономерности формирования
межличностных отношений в детском возрасте
Межличностные отношения детей складываются не только благодаря механизмам межличностного взаимодействия, но и межличностной перцепции и коммуникации. Их проявление можно заметить, прежде всего, в общении. Важными механизмами межличностного восприятия выступают эмпатия и рефлексия. Причем рефлексия понимается не в философском смысле, а « ...