Psfine

Позитивная психология

Материалы » Последствия социальной депривации у детей » Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в развитии.

Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в развитии.
Страница 2

Едиными принципами систематики пограничных форм ин­теллектуальной недостаточности в настоящее время наука не располагает. Г.Е.Сухарева (152), исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:

1) интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;

2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

3) нарушения при различных формах инфантилизма;

4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;

5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы (152).

Т.А.Власова (24), и другие исследователи указали, что к категории детей с задержкой в развитии относятся дети, у которых задержка в развитии могла быть как первичным, так и вторичным дефектом. Например, психофизический и психический инфантилизм относятся к тем видам нарушений, при которых задержка самого темпа развития носит первичный характер; при астенических (болезненных) состояниях задержки психического развития носят вторичный характер, т.е. возникают как следствие других первичных нарушений. Тяжесть задержки в развитии может быть различной, в зависимости от времени воздействия первичных синдромов, интенсивности и характера патогенного (негативного) фактора, от социальных условий, в которых живет и воспитывается ребенок. В.П.Жукова и Н.Н.Быстрова (41) указывают на причины, порождающие ЗПР:

1. Отягощенная наследственность, хронические заболевания у родителей;

2. Неблагоприятные экологические ситуации;

3. Воздействия в периоде внутриутробного развития (разного рода «патологии беременности» - токсикоз, нарушение питания, вирусные заболевания, алкоголизм, курение, наркомания и т.д. матери во время беременности);

4. Предродовые и родовые травмы - асфиксия (кислородное голодание плода), недоношенность и др.;

5. Социальные условия жизнедеятельности в семье (неполная семья, асоциальная семья) и школе (педагогическая запущенность);

6. Соматические заболевания ребенка, органические поражения ЦНС (центральной нервной системы), (49; с.18).

У детей с задержкой в развитии отмечается снижение работоспособности, расторможеность, возбудимость, низкий уровень активности познавательной деятельности, замедленная переработка информации: при усложнении объектов восприятия или при неблагоприятных его условиях (освещенность, большое количество предъявляемой информации, быстрый темп, требующий мгновенного переключения внимания и т.д.), замечаются дефекты восприятия; внимание неустойчивое, память непрочна и ограничена в объеме. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и словесно-логическое, возможно нарушение речевых функций и др. (21, 116, 117).

Основные отличия детей с задержкой в развитии от детей с другими психическими заболеваниями:

1) Для детей с задержкой в развитии, характерна неравномерность нарушения у них различных психических функций, в то время как дети с более усложненными нарушениями психического развития – умственно отсталые и другие, характеризуются общим равномерным поражением психических функций.

2) Другое, не менее важное, отличие заключается в результативности коррекционно-воспитательной работы и возможности реабилитации. М.С. Певзнер указывает, что к визуальным отличиям относят тот факт, что дети с задержкой в развитии намного лучше усваивают и даже переносят (передают, используют) приобретенные знания, умения и навыки в другие ситуации. Эти дети не отказываются от помощи, более того, зачастую желают сотрудничать со старшими. При постепенном, целенаправленном усложнении заданий дети с задержкой в развитии легко могут справиться с упражнениями, близкими к уровню нормы. При этом, от равномерно развивающихся сверстников, детей с задержкой в развитии можно отличить по гиперактивности, суетливости, нецеленаправленности с нередко проявляющейся импульсивностью и агрессивностью (116).

М.С. Певзнер в группе детей с задержкой в развитии описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при цереброастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.

Страницы: 1 2 3


"Умственная работоспособность по Крепелину"
Задача исследования: изучение устойчивости внимания при простой, но монотонной работе. Этот метод был предложен Э. Крепелином для исследования волевого усилия, упражняемости при умственной работе. При применении метода до после трудового задания он может служить способом оценки его утомляемости. Оборудование: печатные бланки, секундоме ...

Нарушения внимания
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность. Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических пораж ...

Нарушения процессов памяти
Расстройства памяти возникают не только по причине возрастного фактора, но также из-за эмоциональных и физических перегрузок, алкогольного и наркотического отравления, черепно-мозговых травм, болезней нервной системы, ушибов с потерей сознания и т.д. Согласно закону действия массы, память человека разрушается пропорционально весу повреж ...