Особенности социальной и материнской депривации у детей с задержкой в
развитии.Страница 2
Едиными принципами систематики пограничных форм интеллектуальной недостаточности в настоящее время наука не располагает. Г.Е.Сухарева (152), исходя из этиопатогенетического принципа, выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей с задержанным темпом развития:
1) интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;
2) интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;
3) нарушения при различных формах инфантилизма;
4) вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;
5) функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы (152).
Т.А.Власова (24), и другие исследователи указали, что к категории детей с задержкой в развитии относятся дети, у которых задержка в развитии могла быть как первичным, так и вторичным дефектом. Например, психофизический и психический инфантилизм относятся к тем видам нарушений, при которых задержка самого темпа развития носит первичный характер; при астенических (болезненных) состояниях задержки психического развития носят вторичный характер, т.е. возникают как следствие других первичных нарушений. Тяжесть задержки в развитии может быть различной, в зависимости от времени воздействия первичных синдромов, интенсивности и характера патогенного (негативного) фактора, от социальных условий, в которых живет и воспитывается ребенок. В.П.Жукова и Н.Н.Быстрова (41) указывают на причины, порождающие ЗПР:
1. Отягощенная наследственность, хронические заболевания у родителей;
2. Неблагоприятные экологические ситуации;
3. Воздействия в периоде внутриутробного развития (разного рода «патологии беременности» - токсикоз, нарушение питания, вирусные заболевания, алкоголизм, курение, наркомания и т.д. матери во время беременности);
4. Предродовые и родовые травмы - асфиксия (кислородное голодание плода), недоношенность и др.;
5. Социальные условия жизнедеятельности в семье (неполная семья, асоциальная семья) и школе (педагогическая запущенность);
6. Соматические заболевания ребенка, органические поражения ЦНС (центральной нервной системы), (49; с.18).
У детей с задержкой в развитии отмечается снижение работоспособности, расторможеность, возбудимость, низкий уровень активности познавательной деятельности, замедленная переработка информации: при усложнении объектов восприятия или при неблагоприятных его условиях (освещенность, большое количество предъявляемой информации, быстрый темп, требующий мгновенного переключения внимания и т.д.), замечаются дефекты восприятия; внимание неустойчивое, память непрочна и ограничена в объеме. Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и словесно-логическое, возможно нарушение речевых функций и др. (21, 116, 117).
Основные отличия детей с задержкой в развитии от детей с другими психическими заболеваниями:
1) Для детей с задержкой в развитии, характерна неравномерность нарушения у них различных психических функций, в то время как дети с более усложненными нарушениями психического развития – умственно отсталые и другие, характеризуются общим равномерным поражением психических функций.
2) Другое, не менее важное, отличие заключается в результативности коррекционно-воспитательной работы и возможности реабилитации. М.С. Певзнер указывает, что к визуальным отличиям относят тот факт, что дети с задержкой в развитии намного лучше усваивают и даже переносят (передают, используют) приобретенные знания, умения и навыки в другие ситуации. Эти дети не отказываются от помощи, более того, зачастую желают сотрудничать со старшими. При постепенном, целенаправленном усложнении заданий дети с задержкой в развитии легко могут справиться с упражнениями, близкими к уровню нормы. При этом, от равномерно развивающихся сверстников, детей с задержкой в развитии можно отличить по гиперактивности, суетливости, нецеленаправленности с нередко проявляющейся импульсивностью и агрессивностью (116).
М.С. Певзнер в группе детей с задержкой в развитии описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при цереброастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении.
Система юридической психологии
Юридическая психология имеет свою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделить следующие ее разделы: [7]
1) Методологический раздел, включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развития юридической психологии.
2) Правовая психология - раздел юридической психологии, изучающий психологические ...
Зависимость развития дисциплинированности от
содержания служебной деятельности сотрудников ОВД
Психологический анализ деятельности требует четкого знания основных функций, задач и требований к деятельности различных подразделений органов правопорядка. Задачами милиции являются:
-обеспечение личной безопасности граждан;
-предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
-раскрытие преступлений;
-охран ...
Детерминация возникновения девиаций в поведении подростков
Подростки от 14 до 18 лет составляют около 8% населения всей страны, однако на их долю приходится 16% регистрированных преступлений. За последнее десятилетие преступность выросла в 1,5 раза.
В 2008 году по данным КДН 2/3 совершенных преступлений подростками составляли корыстные и корыстно-насильственные преступления. В преступности нес ...