Psfine

Позитивная психология

Материалы » Технологии развития Я-концепции у детей и подростков » Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). Психогенные факторы развития

Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). Психогенные факторы развития
Страница 1

Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления посылает команды исполнителю объекту и должен получить информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятельности.

Человек по отношению к своей деятельности является объектом и субъектом управления. Он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением.

Человек – это совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система, уровень самоуправления является одним из главных характеристик личностного развития.

Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности.

Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходит как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируется личностью «изнутри».

Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три качества - психогенные факторы развития (рис. 1):

потребности;

направленность;

Я-концепция.

Рисунок 1 - Самоуправляющие механизмы личности

Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду, в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека.

Потребности можно разделить на:

материальные (в пище, одежде, жилье);

духовные (в познании, эстетическом наслаждении);

физиологические;

социальные (в общении, труде, общественной деятельности).

Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.

Потребности не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.

Согласно классификации Т.Каверина, иерархия потребностей может быть выстроена следующим образом.

Потребность в безопасности:

- открытие ребенка к миру и получение удовлетворения от общения с ним;

- потребность в позитивном самовосприятии и самоутверждении;

- потребность быть личностью.

Потребность в эмоциональном общении:

- потребность в эмоциональном насыщении;

- потребность в общении;

- нравственные потребности.

Ориентировочная (исследовательская) потребность:

- потребность в свободе;

- потребность в познании;

- потребность в осмысливании смысла жизни.

Потребность в последовательной двигательной активности:

- потребность в восстановлении энергии;

- потребность в самореализации;

- потребность в преодолении возникающих трудностей.

Потребность в творчестве и духовном развитии является результирующей «подводящей обобщение» под развитием потребностей.

Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.

Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес-стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес-основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями и существования.

Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.

Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.

Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.

Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, естественнонаучных и других).

Я-концепция - относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Исследованием Я-концепции и ее влиянием на поведение человека занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.

Знания о себе, самооценка и намерения по отношению к самому себе, появляются в результате сравнения себя с другими людьми.

Страницы: 1 2


Искусственное внимание
Искусственное, или произвольное, внимание — уже не дар природы, но «продукт цивилизации», результат воспитания. Именно в процессе воспитания оно “прививается” к естественному вниманию. На этапе “искусственного” внимания его потенциальные объекты уже не интересны сами по себе, но в большей или меньшей степени “сопротивляются” тому, чтоб ...

Интерактивная сторона общения. Введение
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не ...

Анализ и обсуждение полученных результатов.
Общестатистический анализ. Тревожность         Степень выраженности в выборке   шкалы Низкий уровень тревожности Средний уровень тревожности Высокий уровень тревожности   1.Ситуативная тревожность 4 чел 12.9% 24 чел 77.4% 3 чел 9.6%   2.Личностная тре ...