Самоуправляющие механизмы личности (СУМ). Психогенные
факторы развитияСтраница 1
Управление и регулирование любых процессов, в том числе и педагогических, основаны на принципе обратной связи: субъект управления посылает команды исполнителю объекту и должен получить информацию о результате деятельности. Без такой обратной связи невозможно выработать дальнейшие корректирующие и планирующие решения, достичь цели деятельности.
Человек по отношению к своей деятельности является объектом и субъектом управления. Он принимает решение, дает сам себе команду, обходит или перепрыгивает ее, при этом контролируя свои действия. Такое совмещение функций объекта и субъекта управления называют самоуправлением.
Человек – это совершенная самоуправляющаяся и саморегулирующаяся система, уровень самоуправления является одним из главных характеристик личностного развития.
Психологический механизм самоуправления довольно сложен, но совершенно очевидно, что личность выборочно относится к внешнему воспитательному или обучающему воздействию, принимает или отвергает его, являясь тем самым активным регулятором собственной психической деятельности.
Всякое изменение, всякий шаг в развитии личности происходит как ее собственный эмоциональный выбор или сознательное решение, то есть регулируется личностью «изнутри».
Основу внутреннего саморегулирующего механизма представляют три качества - психогенные факторы развития (рис. 1):
потребности;
направленность;
Я-концепция.
Рисунок 1 - Самоуправляющие механизмы личности
Потребности - это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду, в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека.
Потребности можно разделить на:
материальные (в пище, одежде, жилье);
духовные (в познании, эстетическом наслаждении);
физиологические;
социальные (в общении, труде, общественной деятельности).
Духовные и социальные потребности формируются общественной жизнью человека.
Потребности не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней.
Согласно классификации Т.Каверина, иерархия потребностей может быть выстроена следующим образом.
Потребность в безопасности:
- открытие ребенка к миру и получение удовлетворения от общения с ним;
- потребность в позитивном самовосприятии и самоутверждении;
- потребность быть личностью.
Потребность в эмоциональном общении:
- потребность в эмоциональном насыщении;
- потребность в общении;
- нравственные потребности.
Ориентировочная (исследовательская) потребность:
- потребность в свободе;
- потребность в познании;
- потребность в осмысливании смысла жизни.
Потребность в последовательной двигательной активности:
- потребность в восстановлении энергии;
- потребность в самореализации;
- потребность в преодолении возникающих трудностей.
Потребность в творчестве и духовном развитии является результирующей «подводящей обобщение» под развитием потребностей.
Направленность представляет собой совокупность устойчивых и относительно независимых от ситуаций мотивов, ориентирующих действия и поступки личности. В нее входят интересы, взгляды и убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, наконец, мировоззрение.
Интересы - осознанная форма направленности, служащая побудительной причиной действия личности. Познавательный интерес-стремление к изучению, познанию объекта. Социальный интерес-основа социальных действий индивидов или социальных групп, связанная с объективными условиями и существования.
Убеждения, взгляды - субъективные отношения личности к окружающей действительности и своим поступкам, связанные с глубокой и обоснованной уверенностью в истинности знаний, принципов и идеалов, которыми человек руководствуется.
Социальные установки - готовность, предрасположенность к определенным социально-принятым способам поведения.
Ценностные ориентации - направленность сознания и поведения на общественные, материальные и духовные ценности, предпочтительное отношение к тем или иным из них.
Мировоззрение - упорядоченная система взглядов и убеждений личности (политических, философских, естественнонаучных и других).
Я-концепция - относительно устойчивая более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Исследованием Я-концепции и ее влиянием на поведение человека занимались такие известные психологи как У.Джемс, К.Роджерс, Дж.Мид, Э.Эриксон, Р.Бернс и многие другие.
Знания о себе, самооценка и намерения по отношению к самому себе, появляются в результате сравнения себя с другими людьми.
Искусственное внимание
Искусственное,
или произвольное, внимание — уже не дар природы, но «продукт цивилизации», результат воспитания. Именно в процессе воспитания оно “прививается” к естественному вниманию.
На этапе “искусственного” внимания его потенциальные объекты уже не интересны сами по себе, но в большей или меньшей степени “сопротивляются” тому, чтоб ...
Интерактивная сторона общения. Введение
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не ...
Анализ и обсуждение полученных результатов.
Общестатистический анализ.
Тревожность
Степень выраженности в выборке
шкалы
Низкий уровень тревожности
Средний уровень тревожности
Высокий уровень тревожности
1.Ситуативная тревожность
4 чел
12.9%
24 чел
77.4%
3 чел
9.6%
2.Личностная тре ...