Умеем ли мы пользоваться собственным мышлениемСтраница 1
Предыдущие главы этой книги были посвящены проблемам, большая часть которых осознается самими студентами: неумение планировать время, отсутствие навыков работы с литературой и культуры саморегуляции, и т. д. Студенты часто приходят к выводу, что не могут адаптироваться к новым условиям, у них возникают трудности общения, многие жалуются на плохую память. А вот сетования на трудности, связанные с процессом мышления, услышишь не часто. По-видимому, факт поступления в университет для многих является гарантией того, что уж с мышлением-то у них все в порядке. Студент-первокурсник, как правило, не осознает неподготовленность своего мышления к работе в новых условиях.
Поясним сказанное. Обучаясь в школе, каждый из вас "загрузил" свою память достаточно большим объемом информации. Это информация из разных областей знания: математики, физики, литературы, обществоведения и т. д. Однако всегда ли вы можете сопоставить изученные вами темы даже в пределах одного предмета, например, физики или математики? Еще труднее это удается сделать между разными предметами (например, между физикой и математикой). Следствием неумения связывать получаемые знания в единую систему является отсутствие целостного представления об окружающем мире. Это подобно тому, что вы строите здание, не имея целостного представления о том, каким оно должно быть, и не зная его назначения. У вас нет проекта будущего здания, нет чертежей — вы просто кладете кирпичи один за другим. Что может получиться в результате такого строительства? По-видимому, не здание, а скорее, стена, более или менее прочная в отдельных ее частях. Аналогично и формирование системы знаний, целостных представлений об окружающем мире невозможно без соотнесения отдельных частей знания внутри предметной области и между разными предметными областями. В противном случае вы получите разрозненные, фрагментарные, непрочные знания и, кроме того, потеряете интерес к их приобретению.
Наиболее слабой стороной школьного обучения зачастую оказывается то, что оно не стимулирует интерес к получению знаний, не способствует развитию мышления, в особенности его творческой и системной составляющих. Развитие происходит лишь за счет естественного созревания мыслительных структур и операций. Тогда как системное мышление предполагает познание любого объекта или явления как системы, т. е. совокупности всех его связей и отношений.
Вспомним, как организован материал школьных учебников. Это обычно несколько глав или разделов, разбитых на параграфы. Текст каждого параграфа представляет собой изложение определенного "нового" материала. В конце параграфа сформулированы вопросы, как правило, строго соответствующие тексту параграфа. Ответить на эти вопросы можно, внимательно прочитав текст параграфа. При этом дополнительные размышления не требуются.
Для успешной учебы в школе достаточно добросовестно запомнить предложенный материал, поскольку свободное оперирование им не обязательно. Как правило, школьников учат тому, что именно они должны думать и говорить. А почему они должны думать именно так и как приходить к самостоятельным выводам и умозаключениям — это для школьников обычно остается настолько глубокой тайной, что они даже не подозревают о ее существовании, а уж тем более о возможности ее раскрытия.
Профессиональная ориентация молодежи как одна из проблем современной ювенальной
политики. Механизмы формирование профессиональной
ориентации молодого поколения
В процессе выбора профессии молодой человек проходит несколько этапов: возникновение проблемы (решение начать выбирать профессию), поиск круга компетентных лиц, кто мог бы помочь в решении поставленной проблемы, сбор информации, отражающей существенные моменты конкретной ситуации выбора, построение образа профессии, поиск вариантов реше ...
Экспериментальное исследование возрастной динамики
смысла любви. Смысл любви для
старшеклассников, студентов и молодых семейных пар
Я люблю тебя.
Это значит -
Я желаю тебе добра
В. Тушнова
Представления о любви меняются вместе с развитием личности человека. Экспериментальное исследование возрастной динамики смысла любви охватило собой три возрастных группы, наиболее сензитивных к изучаемой проблематике: старшеклассников, студентов и молодые семейные пары. Поиски ...
Сущность профессиональной ориентации молодежи
В большинстве случаев, когда человека спрашивают о том, как он представляет себе профориентацию, то он отвечает, что это когда школьников тестируют на наличие тех или иных качеств личности, необходимых для какой-либо профессии. Но на самом деле, профессиональная ориентация этим не ограничивается. Для того, чтобы понять что такое профори ...