Psfine

Позитивная психология

Приложение
Страница 1

к упражнению «Алгоритм картины будущего»

Алгоритм картины будущего

1. Определите свою цель на 5 лет вперед.

2. Ярко и выпукло нарисуйте себе картину будущего:

— Кем Вы будете через 5 лет?

— Какое к этому времени Вы получите дополнительное образование?

— Каков будет Ваш ежемесячный доход?

— Как Вы будете себя чувствовать?

— Какими будут Ваши перспективы на будущее?

3. Определите, что Вы должны сделать в течение каждого из этих 5-ти лет, чтобы добиться этой цели.

196

4. Сформулируйте свой девиз на ближайшие 3 месяца и сделайте карточку, на которой был бы напечатан этот девиз.

5. Носите карточку с собой и доставайте ее всякий раз, когда будете чувствовать себя растерянным, обескураженным, потерявшим цель.

6. Через 3 месяца сформулируйте новый девиз.

7. Повторяйте действия по пунктам 5 и 6 еще 2 раза в течение года.

8. В конце года сопоставьте полученный результат с Вашей целью на год.

СОБЧИК Л. Н- МОТИВАЦИОННЫИ ТЕСТ ХЕКХАУЗЕНА

Данная методика представляет собой психологический инструмент для изучения силы и направленности мотивов человека и касается преимущественно двух основных аспектов — мотивации достижения успеха и мотивация избегания неудачи. Хайнц Хекхаузен (Heinz Hekhausen) — президент немецкого психологического общества в Мюнхене — является общепризнанным авторитетом международного масштаба в научных психологических кругах и разработчиком целого направления в области изучения поведенческих детерминант. Традиции этого направления базируются на глубоком анализе как биологических, так и социальных предпосылок человеческой активности. В нашей стране он известен как автор опубликованной в 1986 году монографии «Мотивация и деятельность» (Москва, «Педагогика»), широко освещающей историю вопроса и методы исследования мотивационной сферы. При разработке данного теста в качестве основы Хекхаузен использовал тематический апперцептивный тест Мюррея — ТАТ.

В своей модификации мюрреевского ТАТа Хекхаузен ограничил поиск психологических феноменов мотивационной сферой. Он считает, что исследование мотивации должно быть ориентировано на изучение активности человека с точки зрения вопроса «Зачем?» Речь идет о произвольной активности, которая направлена на достижение определенной цели. Это активность, при которой преследуемая цель осознана и которая контролируется по ходу разворачивающихся событий. Она протекает на фоне более или менее отчетливых ожиданий предполагаемого результата деятельности. Наиболее явно эти ожидания выступают в волевых действиях, но они могут прослеживаться и в импульсивных реакциях. «Даже когда волевые действия автоматизируются до уровня навыков, ожидания продолжают имплицитно играть свою роль в регуляции активности, что сразу же становится очевидным при нарушении протекания автоматизма». Категория «мотив» в толковании Хекхаузена включает в себя такие понятия, как потребность, побуждение, влечение, склонность, стремление. Каждое из этих понятий указывает на динамический момент направленности активности, на ценностное отношение, на цель, к которой стремится индивид, и на используемые им средства достижения этой цели. Если исходить из понимания мотива как желаемой цели, то нужно иметь в виду следующие основные проблемы психологии мотивации: содержательная классификация мотивов, проблема развития и трансформации мотивов в разные возрастные промежутки, индивидуальные различия мотивационной направленности, ситуативная обусловленность актуальности тех или иных мотиваций с учетом общей структуры устоявшейся иерархии мотивов индивида, мотивация как процесс выбора действий, а также совокупность многочисленных переменных, входящих в структуру мотива. В процессе разработки мотивационного теста X. Хекхаузен опирался на концепцию Дж. Аткинсона и Д. Макклелланда, согласно которой все сложное многообразие мотивационной сферы можно свести к двум основным структурным компонентам: мотивация, направленная на достижение успеха, и мотивация, связанная с избеганием неудачи.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Профессиональная деформация личности в сети Интернет
В последние годы Интернет (как и компьютеры вообще) приобретает всё более доминирующий характер, как на количественном, так и в качественном уровне. Количество пользователей Интернет как в мире в целом, так и в каждой стране в отдельности растёт каждый день. Причём, если проследить зависимость от времени, то она носит экспоненциальный в ...

Степень заинтересованности в выбираемой профессии и информированности о ней
Интерес человека к будущей профессии складывается из нескольких элементов: 1) интерес к самой профессии для выпускника; 2) желание получить определенные сведения о будущей профессии у профессионалов; 3) мнение выпускников о том, когда возникает интерес к профессии [11]. Анализ первых двух составляющих показал довольно высокую степень з ...

Психологическая характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) — это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. По данным разных авторов, в детской популяции выявляется от 6 до 11% детей с ЗПР различного генеза. Задержка психического развития относится к «пограничной» ...