Psfine

Позитивная психология

Психологическое состояние специалистов БЖД в условиях ЧС
Страница 3

Даже в тех случаях, когда под воздействием стресса у специалиста возникают не выраженные заболевания, а, казалось бы, "невинные" нарушения психической деятельности, вопрос их профилактики все равно стоит крайне остро. Ведь такие предболезненные проявления в дальнейшем могут перерасти в тяжелые заболевания, угрожающие здоровью специалиста БЖД и препятствующие эффективному выполнению им своих функциональных обязанностей.

Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и профессиональным контингентам, работающим в условиях ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф, непосредственно в очагах ЧС, имеет своей целью снятие эмоциональной напряженности, ослабление появившихся трудностей, не прибегая к приему специальных медицинских средств и употреблению алкогольных напитков, воздействуя не на организм, а на психику человека, которая в свою очередь оказывает влияние на разные физиологические органы [3].

Выводы

В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы по проблеме психологии экстремальных ситуации нами были установлены следующие факты.

Морально-психологический фактор имеет большое значение при действиях в условиях ЧС не только пострадавших при стихийном бедствии, но и в деятельности людей оказывающим им помощь, специалистов БЖД.

Морально-психологическое воздействие на человека в условиях ЧС вызывает стрессы, психические расстройства и как следствие - снижение работоспособности. Причиной этому является болезненное состояние, утомление или переутомление, вызванные нарушением режима труда и отдыха, различными интоксикациями и психическими травмами.

Экстремальными называют ситуации, которые ставят перед человеком в профессиональной деятельности большие трудности, требуют от него большого, даже предельного напряжения сил и возможностей.

Для экстремальных ситуаций характерны трудности, вызванные разными факторами, относящимися к трем группам: обстановочным, деятельностным и личностным.

По степени экстремальности, трудностей, напряжений все ситуации делятся на 4 группы: 1) нормальные, характерные обычными трудностями; 2) параэкстремалъные — трудности около предельных; 3) собственно экстремальные — испытываемые трудности требуют полной мобилизации возможностей человека; 4) гиперэкстремальные — трудности чрезмерны, превосходят возможности человека, обязывают действовать «через не могу»

Экстремальность — объективно-субъективное явление. Одна и та же ситуация для разных людей может быть нормальной, параэкстремальной, экстремальной или гиперэкстремальной. В решающей степени это зависит от особенностей личности, подготовленности и психического состояния.

Существуют два вида психологических реакций человека в экстремальных ситуациях. Возникающие всегда, во всех экстремальных ситуациях, независимо от их конкретных особенностей. И специфические, соответствующие особенностям ситуации. Первые выражаются в универсальной реакции — психологическом стрессе — возникновении психического напряжения, вызывающего общую мобилизацию возможностей психики и организма, необходимую для преодоления возникших трудностей. Вторые — в реакции, в точности отвечающей своеобразию данной экстремальной ситуации — адекватные ей психические процессы и состояния, мысли, соображения, чувства, волевые процессы, поступки, действия, приемы.

Эмоциональное напряжение (стресс) - главная психологическая особенность профессий, связанных с риском. Основная причина его - утомление и функциональные изменения в организме.

Было выяснено, что существует определенная зависимость между силой стресса и работоспособностью человека. Ее называют предстартовой реакцией; состоит она из трех этапов, которые отражают различные уровни эмоционального возбуждения: боевой готовности, стартовой лихорадки и стартовой апатии;

Страницы: 1 2 3 4


Исследование тревожности
Поведение субъекта во многом обуславливается таким свойством личности как тревожность. У каждого человека существует свой оптимальный уровень тревожности – полезная тревожность. Существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания является оценка человеком своего состояния. Тревожность делится на личностную и ситуативную. Личностная ...

Преодоление страха у детей младшего школьного возраста
Психологи выделяют два способа преодоления страха и тревожности у детей: 1) выработка конструктивных способов поведения в трудных для ребенка ситуациях, а также овладение приемами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой; 2) укрепление уверенности в себе, развитие самооценки и представления о себе, забота о «личностном ро ...

Мотивационная сфера профессионального самоопределения
А.Вербицкий условно разделил факторы, влияющие на выбор специальности и конкретного вуза на две большие группы: “внешние по отношению к вузу и внутренние, обусловленные характером организации самого образовательного процесса” [10, с. 100]. К внешним факторам отнесены влияние ближайшего окружения: мнение родителей, их социальный статус, ...