Psfine

Позитивная психология

Материалы » Формирование навыков понимания другого человека в гуманитарном цикле начальной школы » Операциональные средства формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками. Учебники по литературному чтению как средство развития у младших школьников навыков понимания других лю

Операциональные средства формирования навыков понимания другого человека младшими школьниками. Учебники по литературному чтению как средство развития у младших школьников навыков понимания других лю
Страница 1

Намечая пути совершенствования начального образования, Н.К.Крупская писала: «Мы много говорим школе о наблюдениях над явлениями природы, социальными явлениями, наблюдениям же над живыми людьми, их взаимоотношениями не уделяем должного внимания. А между тем они имеют огромное значении» [5]. Проведенный нами анализ психолого-педагогической литературы подтверждает справедливость идеи Н.К.Крупской о том, что уже в начальном образовании учащиеся должны перейти от непреднамеренного восприятия других людей к целенаправленной деятельности наблюдения за внутренним миром другого человека.

Однако внутренним данного исследования стал анализ учебников по литературному чтению для 3 и 4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. Анализ осуществлялся по следующим параметрам:

1) Выявление текстов, представляющих эмоциональное состояние человека в различных жизненных ситуациях;

2) Анализ вопросов к этим текстам с точки зрения направленности на наблюдение за состоянием другого, на развитие эмпатийных и рефлексивных способностей школьника;

3) Анализ тематики заданий творческого характера, заданий для самостоятельной работы, требующих объяснения причин поведения другого.

Итак, анализируя учебник 3 класса, следует отметить, что все литературные произведения, предназначенные для чтения, сгруппированы в 5 разделов:

1) Золото, золото – слово народное…

2) Не меркнет в столетьях строка…

3) Расскажу вам о том, что я видел и слышал…

4) Я с детства с рифмою дружу…

5) Мой друг тебе я посвящаю лучшие сроки.

В каждом из этих разделов есть сказки, рассказы и очерки, повествующие о людях и представляющие их эмоциональные состояния в различных жизненных ситуациях.

Так, например, такие сказки как «Неучтивый сын», «Неведомы рай», «Сказка о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина, «Лесной гном» Сельма Лагерлеф, «Легенда о матерях» Ивана Панькина; рассказы – «Мишкина каша» Н.Носова, «Шиворот-навыворот» В.Драгунского, «Век его не забуду» С.Волфа, «Дурной товарищ» Дм.Мамина-Сибиряка, «Тема и Жучка» Н.Гарина-Михайловского, «Акула», «Ученый сын», «Мужик и водяной» Л.Толстого, «Усы и поросята» Б.Заходера, «Как Пеппи поселилась в вилле «Курица» А.Лингрен.

Знакомство с вышеперечисленными произведениями подтверждает ранее отмеченную нами мысль о том, что с помощью художественного произведения можно узнать о человеке все: полную гармонию между миром и личностью, слияние с природой, счастье любви и открытий или, наоборот, разлад с миром, дисгармонию души. Помимо этого индивид не только обогащает свои знания и представления о человеке, но и размышляет, переживает, анализирует цели и мотивы поступков действующих героев.

Однако здесь встает вопрос о том, достаточно ли этих произведений, чтобы сформировать у младших школьников направленность на другого, желание распознавать характеры, поступки людей. С этой целью автором проведена количественная обработка содержания учебника. В ходе которой было выяснено, что тексты, представляющие человека в различных жизненных ситуациях, составляют всего лишь 17% от всего содержания книги, в то время как рассказы научно-познавательного характера и тексты о природе – 83% от представленных в учебнике художественных произведений.

Автором работы были проанализированы и вопросы, поставленные к данным текстам. Оказалось, что в этой области методистами уделено недостаточно внимания, поскольку система вопросов к каждому тексту, направленных на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека, оценку его поступков включает всего, как правило, лишь по 1-2 вопросам. Нижеприведенная таблица дает возможность пронаблюдать данную ситуацию на конкретных примерах.

Таблица 1.

Название художественного произведения

Вопросы, направленные на выяснение эмоционального состояния, мотивов поведения человека

«Неведомый рай»

Шведская народная сказка

1. Каким вам представляется Гаральд? Опишите его.

А.С.Пушкин

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

1. Какие черты характера свойственны попу? Подтвердите это текстом.

2. Как бы вы нарисовали Балду? Почему?

И.Панькин

«Легенда о матерях»

1. Соответствует ли внешнее описание Нептуна его внутреннему миру? Почему вы так думаете?

2. Чем и почему пожертвовали матери ради своих сыновей?

Н.Носов

«Мишкина каша»

1. Понравился ли вам рассказчик? Можно ли назвать его положительным героем?

В.Драгунский

«Шиворот-навыворот»

1. Что можно сказать о герое этого рассказа? Какой он?

С.Вольф

«Век его не забуду»

1. Можно ли назвать действие внука настоящим поступком?

2. Как характеризует героя его поведение? Что вас привлекает в нем?

Дм.Мамин-Сибиряк

«Дурной товарищ»

1. Как выражали свою радость ребята, когда река стала?

2. Почему отец сказал Коле: «Смотри портрет самого дурного товарища?»

Н.Гарин-Михайловский

«Тема и Жучка»

1. Какие качества характера проявились у Темы, когда он выбирался из колодца?

Л.Толстой

«Акула»

1. Подумайте, почему старый артиллерист упал и закрыл лицо руками?

Ю.Коваль

«Усы и поросята»

1. Почему Вася хотел быть грубияном, тертым калачом, стреляным воробьем?

2. Как к происходящему отнеслась мама Евлампьевна? Что о ней можно сказать? Какой она человек?

Страницы: 1 2 3


Развитие памяти
В первые месяцы жизни память проявляется на уровне условных рефлексов. К шести месяцам выявляется процесс узнавания того, что чаще всего окружает ребенка. Для этого возраста характерен феномен «скрытого периода»: стоит тому, с кем ребенок постоянно имеет контакт исчезнуть на несколько дней, как он перестает узнавать его. С возрастом про ...

Процессы памяти
Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: 1. Запоминание: – непроизвольное; – произвольное; – кратковременное; – оперативное; – долговременное; – ассоциативное; – осмысленное; – механическое. 2. Сохранение: – реконструктивное; – репродуктивное; – эпизодическое; – эхоическое ...

Экспериментальные исследования особенностей межличностных отношений подростков с девиантным поведением. Характеристика методов и методик исследования
Задачами курсовой работы являются: 1) Выявление подростков с девиантным поведением; 2) Анализ тенденции находиться в обществе других людей; 3) Анализ тенденции контролировать отношения с другими; 4) Анализ тенденции устанавливать глубокие эмоциональные отношения; 5) Сравнение особенностей межличностных отношений подростков с девиан ...